Зачем «Укрзализныце» новые евробонды

Государственный монополист «Укрзализныця» (УЗ) собирается повторить опыт с выходом на внешние долговые рынки. Так, 22 ноября УЗ распространила информацию о намерении в 2014 году осуществить еще один выпуск еврооблигаций на сумму более $500 млн. Насколько успешным может быть этот шаг госкомпании и на что пойдут полученные средства?

Хотя планы по выпуску еврооблигаций в УЗ озвучили официально только в пятницу, о такой перспективе говорили еще в июне. Тогда министр инфраструктуры Украины Владимир Козак в рамках Международной бизнес-конференции «ABC: Украина и партнеры» в Киеве сообщил, что ведомство планирует разместить еврооблигации на $1,5-2 млрд., отметив, что уже есть предложения по этому вопросу со стороны более 10 банков. Информация подтвердилась и в середине октября - о возможном займе говорили эксперты на Украинском форуме транспортной инфраструктуры; впрочем, тогда сумма сократилась уже до заявленных ныне $500 млн.

«Укрзализныця» - не новичок на внешних долговых рынках. Так, в середине мая 2013 года ведомство разместило дебютный выпуск пятилетних долларовых еврооблигаций на $500 млн. с доходностью 9,5% годовых. По истечении пяти месяцев, 20 ноября, УЗ погасила первый купон по евробондам.

Аналитики придерживаются мнения, что УЗ посредством выпуска евробондов сможет продолжить погашение более краткосрочной задолженности и снизить средневзвешенную ставку по долговым обязательствам. «У «Укрзализныци» долги непропорционально смещены в сторону краткосрочных обязательств, которые не «подходят» под ее долгосрочные инвестиционные программы», - отмечает старший аналитик ИК «Арт Капитал» Алексей Андрейченко. Напомним, «Укрзализныця» планирует инвестировать около 20 млрд. грн. в 2013-2015 годах в модернизацию железнодорожной сети и подвижного состава.

Алексей Андрейченко не исключает и того, что если рынки еврооблигаций будут предрасполагать к удачному размещению, УЗ нужно будет воспользоваться такой возможностью. По его словам, вероятно, компания будет продолжать курс, взятый в 2013 году с размещением первых еврооблигаций объемом в $500 млн. «Тем более что изначально они («Укрзализныця» - Ред.) планировали выпуск вдвое больший», - отмечает эксперт, ссылаясь на заявление министра инфраструктуры Владимира Козака.

Помимо евробондов, ведомство может пойти еще одним путем - привлечением целевых банковских кредитов. «Если будет возможность кредитования под обновление подвижного состава или дешевая лизинговая схема, компания также воспользуется такой возможностью», - прокомментировал этот путь развития событий Андрейченко.

Эксперт отметил, что компания нацелится на все приемлемые по процентной ставке возможности долгосрочного кредитования. «Исходя из необходимости инвестировать в подвижной состав и относительно невысокой величины долга к денежному потоку, это правильный шаг со стороны УЗ», - подчеркнул он. Как заявлял в средине июля 2013 года гендиректор «Укрзализныци» Сергей Болоболин, износ основных фондов, в первую очередь тягового подвижного состава, приближается к 90%.

Аналитик «Ogilchyn Capital» Юрий Беженарь также отметил, что минусом подобного выхода является привлечение средств под высокий процент, который будет необходимо выплачивать. «Кредитный риск как УЗ, так и Украины в целом возрастет, что приведет к росту стоимости кредитно-дефолтных свопов и еще большему увеличению стоимости заимствований для страны, государственных предприятий и частных компаний», - отметил Беженарь. Величину процента аналитик пока не рискует прогнозировать, как и предсказать перспективы размещения евробондов.

Однако есть фактор, который может помешать УЗ быстро получить желаемый капитал. Хотя генеральный директор «Укрзализныци» Сергей Болоболин, говоря о перспективах займа-2014, отметил, что ведомство «смотрит с оптимизмом» на перспективу бондового выхода и придерживается всех критериев, которые установили для УЗ международные рейтинговые агентства, упомянутые им структуры с ним не согласны. В начале ноября Standard&Poor's понизило долгосрочный кредитный рейтинг «Укрзализныци» до уровня «B-» с «B», подтвердив по нему «негативный» прогноз, а 21 ноября после пересмотра оставило его на том же уровне.

Но аналитики придерживаются оптимистичного сценария. «Размещение будет рассмотрено рейтинговыми компаниями позитивно, если оно будет сделано по низкой ставке, тем самым улучшив способность компании обслуживать свой долг и снизив вероятность дефолта», - говорит Андрейченко.

Инна Рослик

26.11.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua