Зачем Госавиаслужба запретила летать из Москвы на восток Украины

Крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» в четверг, 27 ноября, официально сообщила на своем сайте о возобновлении прямых ежедневных полетов из Москвы в Днепропетровск и Харьков. И буквально на следующий день Государственная авиационная служба Украины (ГАСУ) запретила осуществлять рейсы в эти города.

Сначала информационное агентство «Интерфакс-Украина» в пятницу вечером сообщило о запрете полетов «Аэрофлота» в Харьков, которые планировалось начать 1 декабря. На тот момент, по словам главы ГАСУ Дениса Антонюка, вопрос о запрете полетов в Днепропетровск решался. В субботу на собственном сайте уже украинская авиакомпания «Днеправиа» опубликовала телеграмму регулятора, из которой стало известно о прекращении прямого авиасообщения между Москвой и Днепропетровском «до особого указания». Запрет коснулся не только «Аэрофлота», но и «Днеправиа», «Трансаэро» и «ЮТэйр». Впрочем, последние два перевозчика и так не проявляли интереса к неожиданно закрытым маршрутам.

Безопасность - наше все

Опубликованный «Днеправиа» текст телеграммы не проливает свет на причины решения ГАСУ. На момент подготовки материала получить комментарий Антонюка Forbes не удалось, однако издание «Новое время» со ссылкой на его слова в качестве причины называет «желание обеспечить безопасность пассажиров». В таком случае возникает резонный вопрос, которым задается в официальном сообщении «Днеправиа»: почему регулятор не закрывает другие рейсы из аэропорта Днепропетровска в Киев, Вену или Стамбул.

Несмотря на то, что Днепропетровск и Харьков фактически находятся в прифронтовой зоне, участники украинского рынка авиаперевозок отбрасывают версию о безопасности как несостоятельную и не отвечающую действительности. Минтранс России, в свою очередь, назвал запрет ГАСУ безосновательным, и напомнил, что в соответствии с соглашением между правительствами России и Украины о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта от 12 января 1994 года до введения запретов на полеты предусматривается обязательное проведение консультаций.

Политические мотивы шага ГАСУ тоже можно объяснить только частично. С одной стороны, в последнее время между ведомством и «Аэрофлотом» вместе с другими российскими авиакомпаниями сложились весьма натянутые отношения. По состоянию на 19 ноября за нарушение правил и порядка использования нашего воздушного пространства ГАСУ вынесла 1923 постановления о взыскании штрафов на общую сумму свыше 260 млн. грн. «Аэрофлот» подал около 700 встречных исков в адрес украинского регулятора. С другой стороны, российские перевозчики продолжают свободно осуществлять полеты из других украинских аэропортов, в частности, Киева, Львова, Одессы.

Источник Forbes из авиационной отрасли на правах анонимности сообщил, что еще летом Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) в целях безопасности «рекомендовал» приостановить выполнение полетов. Со стороны аэропорта и областного совета были обращения с просьбой снять ограничение, но окончательное решение еще не принято. Должно состояться совещание, и по его итогам будут приняты решения. Пока телеграмма ГАСУ носит превентивный характер, а ведомство просто сыграло на опережение.

По словам источника, судя по всему, инициатива исходит не из ГАСУ. Вся авиация заинтересована в новых полетах, отрасль проседает, но пока не удается обойти СНБО. При этом полеты по другим направлениям из «прифронтовой зоны» вряд ли запретят - «пока акцент только на Россию». Собеседник Forbes выразил надежду, что сегодня - завтра стороны договорятся, и авиасообщение восстановится. «Все это искусственно и высосано из пальца», - подчеркнул он.

Экономический подтекст

Не исключено, что в этой запутанной истории с запретом полетов из Москвы в Восточную Украину и обратно есть бизнес-интерес. Еще один источник Forbes, близкий к авиаиндустрии, не верит в реалистичность противостояния государственного регулятора и авиакомпании «Днеправиа». Ранее она вместе с «Аэросвитом» и «Донбассаэро» (обе обанкротились) входила в альянс «Украинская авиационная группа», связанный с группой «Приват».

На первый взгляд, компания «Днеправиа» выступает в роли пострадавшей стороны от действий ГАСУ. Однако если предположить наличие общего собственника «Днеправиа» и крупнейшего отечественного перевозчика «Международные авиалинии Украины», тогда ситуация выглядит совсем иначе. Потери «Днеправиа» на направлении Днепропетровск - Москва наверняка компенсирует увеличение трафика на рейсах МАУ Днепропетровск - Киев и Киев - Москва. Пассажирам придется лететь с пересадкой.

Как показала недавняя история с новым порядком выдачи и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий, ГАСУ действует в интересах крупных украинских перевозчиков с большой долей внутренних рейсов («Днеправиа» после МАУ занимает второе место по количеству внутриукраинских маршрутов). В свое время «Днеправиа» пострадала от действий России, которая запретила украинским авиакомпаниям летать над собственной территорией. В результате пришлось отменить полеты из Харькова в Баку, Батуми, Ереван и Тбилиси. Маршруты удлинились, эксплуатационные расходы возросли - и перелеты утратили экономическую привлекательность. Возможно, нынешние действия ГАСУ представляют собой своего рода политический и экономический реванш.

Заместитель генерального директора tickets.ua по коммерческим вопросам Виктор Войцеховский тоже не верит в версию про «безопасность» и выступает в защиту «Днеправиа» и интересов пассажиров. Часть из них, по словам эксперта, будет вынуждена пересесть на поезда, часть вовсе останется дома, а многим придется переплачивать за перелет со стыковкой. «Мы «пускаем под нож» украинского перевозчика, для которого сообщение Днепропетровск - Москва одно из основных. На мой взгляд, это недопустимо и напоминает политику двойных стандартов», - убежден Войцеховский.

Сергей Мишко

2.12.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua