Взрыв в порту Мумбаи не остановит рост морской мощи Индии

Дели расследует причины аварии на подлодке

Вчера ночью у причала порта Мумбаи на индийской подлодке российского производства произошел взрыв. Есть погибшие. Идут спасательные работы. По мнению экспертов, этот инцидент может вызвать неблагоприятные для наших оружейников отклики в прессе. Но Россия все равно останется главным поставщиком вооружений Индии.

После взрыва на подлодке «Синдуракшак» начался пожар. Его зарево было хорошо видно жителям Мумбаи за пределами закрытой зоны военно-морского порта. По сведениям прессы, на корабле находились 18 моряков. Некоторым удалось спастись, спрыгнув в воду. Есть погибшие. Корпус лодки находится в полупогруженном состоянии. Идут спасательные работы.

Подлодка проекта 877 ЭКМ (по классификации НАТО - Kilo) была заложена на одном из старейших судостроительных предприятий России - «Адмиралтейских верфях» (Санкт-Петербург) в 1995 году по заказу ВМС Индии. Позднее она прошла модернизацию в северодвинском центре судоремонта «Звездочка».

По данным судоремонтного завода, в ходе выполнения работ на субмарине были установлены современный комплекс ракетного вооружения Club-S, а также более 10 систем индийского и иностранного производства, в том числе гидроакустический комплекс Ushus и система радиосвязи СCS-MK-2, передало агентство РИА Новости. Вся команда, по сообщениям индийских СМИ, насчитывает 52 человека. Скорость корабля - 19 узлов, максимальная глубина погружения - 300 метров.

В момент аварии в Мумбаи находились семь специалистов из России. Но они были в гостинице, никто не пострадал. Представитель предприятия «Звездочка» сообщил, что неисправностей на лодке не было. Индийская сторона не высказывала претензий по результатам ремонта.

Агентство Reuters, ссылаясь на представителя ВМС Индии, сообщило, что взрыв, вероятно, стал результатом несчастного случая. Однако есть и более удручающая версия: 15 августа Индия отмечает День независимости, и террористы приурочили к этому празднику диверсию в порту. На всех военных объектах усилены меры безопасности.

В беседе с «НГ» источник в российском ВПК, оговорившись, что расследование только началось, отметил: «Авария произошла ночью, когда подлодка стояла у причальной стенки. Экипаж был в сокращенном составе. Возможно, аккумуляторы находились под зарядкой и воспламенились. Но судя по характеру разрушений, моряки могли грузить боезапас, например, торпеду, и она могла взорваться».

Однако Удай Бхаскар, коммодор индийских ВМС в отставке и сотрудник Национального морского фонда, говорит, что индийский военно-морской флот поддерживает безопасность своих кораблей на высоком уровне. Причем он закупает иностранную военную технику и в то же время все больше полагается на технику индийского производства. В 2011 году, согласно сведениям Института исследований мира в Стокгольме, военные расходы Индии, исключая затраты на ядерное оружие, составили 44,28 млрд. долл. Она импортировала вооружений, прежде всего из России, на сумму 3,58 млрд. долл.

На прошлой неделе премьер-министр Индии Манмохан Сингх поздравил специалистов оборонных предприятий с тем, что на первой строящейся в стране атомной подлодке «Арихант» реактор достиг критического уровня. А вслед за этим был спущен на воду первый авианосец, который создают индийские кораблестроители. Его планируется сдать в строй в 2018 году.

Английская газета Financial Times в связи с трагедией в Мумбаи пишет, что индийские офицеры часто жалуются на то, что им приходится использовать стареющую российскую военную технику. Это относится к истребителям МиГ-21. Как инцидент в Мумбаи отразится на военно-техническом сотрудничестве Индии с Россией? В беседе с «НГ» профессор МГИМО Сергей Лунев сказал, что «сильно на сотрудничество он не повлияет. В прессе могут появиться статьи антироссийской направленности. Тут нет ничего нового. Эти публикации проплачивают французы. Потом волна схлынет. Проблема в том, что часто аварии происходят по вине индийской стороны. Она ставит, бывает, контрафактные детали. Конечно, Индия диверсифицирует закупки военной техники. Заключаются контракты с Францией, Израилем, США. Доля наших заказов сокращается. Раньше она равнялась примерно 75% индийского импорта, теперь - 40-45%.» Но в абсолютных цифрах объем заказов у России не уменьшается. Он даже может слегка вырасти.

15 августа 2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua