РФ заявила, что отказывается от ракетоносителей «Зенит». Экс-директор Южмаша пояснил, как это отразится на легендарном предприятии.
РФ отказывается от закупок ракетоносителей «Зенит» - основной продукции днепропетровского Южмаша. Об этом заявил официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков. «Больше «Зениты» заказываться не будут, а те спутники, которые планировалось запустить с их помощью, будут доставлены на орбиту с помощью новейших носителей семейства «Ангара», - рассказал чиновник газете Известия.
Южмаш находится в весьма сложном финансовом положении. По данным компании, из-за сокращения объемов производства доходы за последние три года снизились более чем в 4 раза - с 1,9 млрд. грн. в 2011 г. до 450 млн. грн. в 2014 г. При этом по договорам с РФ сокращение уже составило более 60 раз - с 1,7 млрд. грн. до 28 млн. грн. «В результате потери основного заказчика дефицит оборотных средств составил на конец 2014 г. около 700 млн. грн. Долги предприятия на 1 января 2015 г. насчитывают около 640 млн. грн., в том числе по зарплате и социальным выплатам - более 140 млн. грн. В результате Южмаш частично приостановил работу (до 25 февраля 2015 г.)», - сообщалось на сайте предприятия.
В компании подтвердили, что производство ракетоносителей «Зенит» (проекты «Морской старт», «Наземный старт») приостановлены, а их возобновление под вопросом. Также РФ сокращает сотрудничество по другим проектам («Днепр», «Федеральная космическая программа»). «Зенит» сегодня - основа производственной программы Южмаша. «Предполагаемая замена относится к тому же классу носителей, что ставит под угрозу также перспективы ракеты-носителя «Циклон-4» и всего украинско-бразильского проекта. Фактически состоявшийся отказ от ее производства (РН «Зенит») ставит перед предприятием очень сложную задачу по поиску новых партнеров и последующей переориентации производства», - говорится в сообщении, размещенном на официальном сайте Южмаша.
В интервью ЛІГАБізнесІнформ экс-гендиректор Южмаша (с 2006 по 2013 гг.) Виктор Щеголь рассказал, насколько болезненными могут быть последствия отказа РФ закупать «Зениты» и как предприятию пережить кризис.
- Как на работе Южмаша отразится отказ Роскосмоса закупать РН «Зенит»?
- Отказ от этой программы - это потеря около 50000 рабочих мест в Украине (с учетом смежных предприятий). Это проблема не только завода и КБ Южное. Это проблема Украины. И звучит она так: быть или не быть ракетной отрасли. «Зенит» - это одна из главных программ Южмаша. В общем объеме на нее приходилось до 70% производства. При этом около 60-70% производилось в кооперации с РФ. Начиная от металла и заканчивая системой управления двигателем. На сегодня аналогов такой машины в мире нет. И у россиян в том числе.
- А как же РН семейства «Ангара», которыми собираются заменить «Зенит»? Можно ли это воспринимать как попытку давления РФ на Украину?
- Их нужно еще дорабатывать. Это возможно, но не в такие сроки, как они планируют. Нужно больше времени. Что касается заявления представителя Роскосмоса, не думаю, что это блеф. Сейчас они с участием Кореи отработали легкую ракету. В конце декабря они осуществили первый пуск тяжелой ракеты. Насколько я знаю, испытания прошли с положительным результатом. Но это не значит, что она сразу пошла в серию. Запуск в производство у ракетчиков требует больше времени.
- Двигатели для «Зенитов» производит химкинское НПО Энергомаш. Южмаш способен выпускать РН без российских комплектующих?
- Способен. У нас есть освоенные технологии маршевого двигателя. Мы производим такой двигатель второй ступени. На «Зените» используется маршевый двигатель первой ступени (более мощный). Он стоит около $20 млн. Нужно инвестировать огромные средства в подготовку производства, стендовое хозяйство для испытаний. Я затрудняюсь сказать, насколько это будет экономически выгодно. Украина сегодня не в состоянии запустить его производство, особенно в текущих условиях. Это приведет к необратимым потерям технологии и специалистов.
- За счет чего можно сохранить предприятие?
- Все просто: загрузить мощности. Должна быть госпрограмма развития отрасли и господдержка. В том же оборонзаказе, анонсированном государством, Южмашу ничего не досталось.
- Какой объем финансовой госпомощи позволит Южмашу выжить?
- Это небольшие деньги в рамках государства. Двух-трехмесячный бюджет, который сегодня тратится на войну, мог бы покрыть потребности. Другой вопрос, что Минобороны как заказчик должно определиться с тем, что ему нужно. Пока я этого не вижу. У Южмаша есть разработки оперативно-тактических ракет. Тот же комплекс «Сапсан» (работы по проекту «Сапсан» остановлены в 2013 г. Для окончания работ и запуска производства необходимо 3,7 млрд. грн. - Ред.). А в целом Южмаш может делать любую технику военного назначения, вплоть до огнестрельного оружия. Но для этого нужно желание государства.
- Южмаш выпускал трактора, трамваи, троллейбусы. Сейчас производит шасси для Анов. Насколько это помогает оставаться на плаву?
- Перепрофилирование завода существенно ситуацию не меняет. Оборудование специфичное, универсального почти нет. Переход на любые виды продукции не решает вопрос загрузки.
- Сейчас Южмаш работает по международным проектам с американской компанией «Орбитал» и бразильской БК АЦС. Насколько они позволяют задействовать мощности предприятия?
- Мощности задействованы в целом до 10%. Если говорить в объемах (денежных.- Ред.), на эти проекты приходилось до 30%. Но после аварии на «Антаресе» серийная эксплуатация приостановлена, я думаю, не менее чем на год. Будет идти замена маршевого двигателя, опять таки на российский. А по бразильскому проекту «Циклон-4» еще не завершена техническая отработка. Она завершается. Но есть проблемы со строительством космодрома в Бразилии. Там тоже влияет политическая составляющая, поэтому сложно прогнозировать, когда этот проект осуществится.
- Южмаш может рассчитывать на новые международные проекты?
- Многое зависит от стабилизации обстановки в стране. Речь идет, как правило, о долгосрочных дорогих проектах. Цикл производства одной ракеты от заготовки до выпуска - минимум два года. Поэтому, чтобы сюда вкладывать, нужно понимать, что будет завтра. А сейчас любая мелочь превращается в непредвиденное обстоятельство. Иногда непоставка какой-то одной детали из РФ может остановить всю работу. А для того чтобы освоить в Украине, нужно время и деньги.
- Насколько сократилось сотрудничество с РФ?
- Практически на 100%.
- До 2017 г. по договору между Минобороны РФ и заводом Южмаш днепропетровцы обслуживают российские ракеты РС-20 «Сатана», состоящие на вооружении Ракетных войск стратегического назначения. Как отразится на обороноспособности РФ отказ Украины их обслуживать?
- Они в состоянии сами проводить обслуживание, если зададутся целью. Не без проблем, но главное - у них есть документация. А Украина потеряет заказ и деньги. Это небольшие деньги, но за счет этого поддерживаются специалисты, не теряются технологии, которые у нас есть.
- РФ задолго до обострения политической ситуации с Украиной начала переориентацию на развитие собственного аэрокосмического комплекса и заявляла о готовности отказываться от украинской техники, где это возможно... Почему сейчас для Южмаша отказ от российского рынка настолько болезненный? Почему завод не подготовился к такому развитию событий?
- Да, такой вектор у РФ уже давно. Но отказ происходил постепенно и не воспринимался так болезненно, как сейчас. Нужно понимать, ракета - это комплекс. В него входит космодром - специализированное рабочее место. Кроме того, там задействовано уникальнейшее дорогостоящее оборудование, обеспечивающее подготовку к старту. Проект «Морской старт» предназначен исключительно для пуска РН «Зенит». Другую не поставишь. Стартовый комплекс нужно делать с нуля. Кому-то продать его будет сложно. Украина не имеет эксклюзивных прав. Все равно есть российские части систем и оборудования. Даже если «Зенит» переименовать в «Трезуб» - это будет проблематично как в правовом, так и в денежном аспекте. Если РФ просто прекратит свои поставки, то от «Зенита» останется одно название.
Денис Кацило
3.02.2015 г.