ВТО внедрит крупнейшую реформу торговли

Впервые за 18 лет Всемирная торговая организация (ВТО) заключила всеобщее соглашение для облегчения торговли. Все 159 стран-членов одобрили пакет мер по упрощению таможенных формальностей, сокращению субсидий фермерам и помощи наименее развитым странам.

Пакет реформ состоит из 10 соглашений. Он назван Балийским, так как министры торговли стран ВТО подписали его на индонезийском острове Бали. Пять соглашений касаются аграрного блока, четыре - поддержки наименее развитых стран. Самый значимый из подписанных документов призван упростить процедуры международной торговли, сообщают Экономические Известия.

По оценке ВТО и вашингтонского исследовательского центра ICC Foundation, в результате внедрения этих мер $65-триллионная мировая экономика увеличится на $1 трлн. В ней также будет создано 21 млн. дополнительных рабочих мест, преимущественно в развивающихся странах.

«Впервые в своей истории ВТО добилась такого успеха. Наконец, все члены организации поддержали решение. Приняв «Балийский пакет», мы вернули нашей торговой организации право называться всемирной», - заявил генеральный секретарь ВТО Роберто Азеведо.

Чтобы принятые реформы вступили в силу, их еще должны ратифицировать все 159 членов ВТО. Эта процедура, вероятно, займет несколько месяцев, но может и растянуться на несколько лет.

«Балийский пакет» обязывает всех членов ВТО ускорить процедуры прохождения товаров через границы и сделать все формальности понятными. Страны обязаны четко регламентировать, каким образом чиновники могут устанавливать тарифы и штрафы, какие бумаги будут затребованы на границах, в каких рамках будут действовать ветеринарная, фитосанитарная и пограничная службы.

По оценке ВТО, после упрощения бюрократических и таможенных процедур платежи на границе понизятся вдвое - до 5% от стоимости товаров. Сейчас участники внешнеэкономической деятельности платят примерно 10%. Также реформа ВТО уменьшит бумажную волокиту и ускорит международный товаропоток.

Сейчас больше всего от бюрократических трудностей страдает Африка. По оценке Африканского банка развития, компаниям в среднем требуется 36 часов, чтобы перевезти груз через таможню из Замбии в Зимбабве.

Столь длинный срок может быть опасен для скоропортящихся продуктов. Если удастся его сократить, это существенно подстегнет торговлю. В целом ВТО ожидает, что «Балийские соглашения» позволят увеличить экспорт промышленно развитых государств на 4,5%, развивающихся - на 10%.

Подписание «Балийских соглашений» чуть не сорвалось из-за Индии, которая потребовала от ВТО разрешения на субсидирование фермеров. Компромисс удалось достичь, дав Индии временное (сроком на четыре года) право поддерживать производителей сельхозпродукции, не боясь навлечь юридические санкции.

Кроме того, в последний момент подписывать документы воспротивилась Куба, потребовав снятия эмбарго, наложенного США на карибский остров. В результате Соединенные Штаты разрешили морским судам, идущим на Кубу или через нее транзитом останавливаться в своих портах.

«Для организации ВТО началась новая эра. Члены ВТО продемонстрировали, что мы можем собраться вместе и единогласно принять новые правила, которые создадут экономические возможности и процветание для наших наций и наших людей», - отметил в заявлении торговый представитель США Михаэль Фроман.

Балийская встреча ознаменовалась также расширением рядов ВТО. Йемен стал 160-м членом торговой организации, подписав соответствующий протокол. Заявка на присоединение к ВТО Йеменом была подана еще в апреле 2000 г., а переговоры по этому вопросу велись с 2004 г.

Денис Закиянов

09.12.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua