ВТО приговорила китайский автопром

Всемирная торговая организация (ВТО) вынесла обвинительный приговор в отношении Китая в его споре об автомобильных запчастях с США, ЕС и Канадой. Отныне Китай должен снизить импортные тарифы на автомобильные комплектующие и запчасти в ущерб интересам собственного автопрома либо подвергнуться крупным штрафам.

Официальный вердикт, принятый на днях группой экспертов ВТО, поддержал временное постановление, выпущенное еще в феврале, которое было принято при лоббировании крупнейших автоконцернов США, ЕС и при формальной поддержке правительства Канады. Признано, что Пекин нарушил торговые правила, обложив налогом импорт автозапчастей по тому же принципу, что и собранные иномарки. В постановлении ВТО отмечается, что иностранные комплектующие находятся «в менее благоприятном» положении, чем их китайские аналоги.

До сих пор КНР в целях поддержки собственного автопрома рассматривала автозапчасти как полноценное транспортное средство, если на их долю приходится 60% и выше стоимости транспортного средства, и взимала за них более высокую пошлину. Китайские власти оправдывались, что данная мера призвана предотвратить эксплуатацию правонарушителями различий в тарифных ставках на импорт автомобилей и автозапчастей, а также защитить интересы потребителей.

Истцы утверждают, что китайские пошлины удерживали автомобилестроителей от использования импортных запчастей для сборки автомобилей внутри КНР - пошлины на автозапчасти были завышены, по крайней мере, на 40%. В результате собранные в Китае иностранные автомобили теряют ценовые преимущества, производителям деталей приходится переводить производство в Китай, а гражданам США, ЕС и Канады - терять работу. ВТО впервые вынесла официальное обвинительное заключение в отношении торговой и таможенной политики Китая со времени его вступления в организацию в 2001 г. Впрочем, Пекин все еще имеет право первой апелляции этого решения.

На рассмотрении в ВТО сейчас находятся еще несколько жалоб на Китай, которые могут повлечь серьезные санкции. Самым активным истцом против КНР в ВТО являются США. США обвиняют Пекин в государственной поддержке интеллектуального и технологического пиратства и даже ограничениях на распространение в стране американской печатной, а также аудио- и видеопродукции. Вместе с Мексикой США подали жалобу на КНР в связи с предоставлением необоснованных налоговых льгот китайским компаниям, работающим в отраслях, где они конкурируют с иностранными импортерами. Вашингтон уже много лет продолжает оказывать через ВТО давление на китайское руководство, в частности, обвиняя его в искусственном занижении курса юаня как форме государственного субсидирования экспортеров. В свою очередь Евросоюз угрожает подать в ВТО жалобу на Китай за ограничение коммерческой деятельности иностранных информагентств на своем медиа-рынке.

Юрий Лукашин

21.07.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua