Все равно им мало

После долгих попыток Литвы заставить Газпром снизить цену на газ, как это было сделано для Латвии и Польши, российский газовый концерн решил пойти на уступки. Глава Газпрома Алексей Миллер уверил, что готов снизить цены для литовских потребителей. Но, судя по реакции литовского президента, переговоры могут зайти в тупик.

Газпром открыт для переговоров с Литвой о снижении цены поставляемого в страну российского природного газа, заявил глава Газпрома Алексей Миллер после встречи с премьером Альгирдасом Буткявичюсом. «Речь идет об ощутимом снижении цены для литовских потребителей», - отметил он.

Впрочем, переговоры «о сценариях сотрудничества» будут продолжены. «Обе стороны заинтересованы завершить их в ближайшее время», - отметил Миллер. Круг тем к обсуждению он наметил как «инвестиции, газовый транзит в Калининград, коммерческие вопросы».

Насколько именно снизится цена на природный газ для Литвы, глава Газпрома не уточнил. В свою очередь известно, что литовский премьер планировал получить скидку на газ в 20%. У Газпрома долгосрочный контракт с литовской компанией по импорту и транспортировке газа компанией Lietuvos dujos, который действует до 2015 года.

На встрече также затронули вопрос продажи акций газовой компании Lietuvos dujos, которая осуществляет закупку, транспортировку, распределение и продажу газа в Литве, а также транзит российского газа в Калининградскую область.

Литовские власти планируют выкупить акции Lietuvos dujos, которые принадлежат германскому концерну E.ON. При этом Литва заявила, что будет очень рада купить и акции компании, принадлежащие Газпрому. «Да, мы тоже обсуждали этот вопрос, и мы сказали, что готовимся выкупить у E.ON, а если Газпром предложит, если они захотят продать, мы купим», - сказал Буткявичюс. Правда, министр энергетики Ярослав Неверович заметил, что пока речь о выкупе акций не идет.

Сейчас акционеры этой компании - немецкая E.ON Ruhrgas (38,9% акций), Газпром (37,1%) и правительство Литвы (17,7%).

В целом, по словам Миллера, стороны планируют на последующих переговорах выйти на договоренности не только по цене на газ, но и по применению положений Третьего энергопакета ЕС к Lietuvos dujos, а также относительно разбирательств в арбитражных судах. Литва инициировала иски в международные арбитражи, где претензии к Газпрому составляют миллиарды евро.

Между тем Литва особо не обрадовалась уступкам Газпрома, уверяя, что и так бы скоро получила более низкие цены. Газпром поспешил предложить более выгодную цену Литве, поскольку все равно проиграл бы арбитраж, заявила в пятницу президент Литвы Даля Грибаускайте в интервью литовской государственной радиостанции LRT.

«Я думаю, что Газпром уже давно должен был снизить для нас цену, не зря прежнее правительство обратилось в международный арбитраж с иском в 5 млрд. литов. Газпром прекрасно знает, что проиграет дело Литве, ведь пару таких дел уже проиграл в Европе, поэтому поспешил предложить якобы более низкие цены», - сказала Грибаускайте.

Речь идет об иске, поданном Литвой в октябре 2012 года против Газпрома в Стокгольмский арбитраж. Республика предъявила концерну претензии на сумму почти в 1,5 млрд. евро (примерно 5 млрд. литов). Минэнерго Литвы утверждает, что Газпром, установив более высокую цену на газ, нарушил условия договора о приватизации АО Lietuvos dujos 2004 года. По ним концерн обязался поставлять в Литву природный газ по справедливым ценам и в соответствии с ценовой формулой, указанной в действовавшем в то время договоре, заключенном между Lietuvos dujos и Газпромом.

«Мы их (более низкие цены) и так получим, потому что строим терминал природного сжиженного газа, который начнет действовать через год, потому что выиграем арбитражное дело, потому что Еврокомиссия в октябре готовится выдвинуть штрафной иск Газпрому за монопольное поведение в Европе. Поэтому я действительно считаю, что Газпром обязан был это сделать значительно раньше», - добавила глава государства.

Литва - один из самых конфликтных клиентов Газпрома в Европе. Она уже давно требует от Газпрома снижения цен, мотивируя это тем, что газ из России обходится республике в 500 долларов за тысячу кубометров, эта цена - одна из самых высоких в Европе.

При этом Литва обиделась, когда Эстония и Латвия в 2011 году получили от Газпрома скидку на газ в 15%, а ей такую скидку не дали. Ко всему прочему, Литва постоянно судится с Газпромом.

Газпром в свою очередь недоволен тем, что Литва так рьяно взялась за выполнение норм Третьего энергопакета ЕС, по которым надо разделить бизнес добычи, транспортировки и продажи газа. Литва, равно как Латвия и Эстония, является страной с замкнутым рынком, поэтому могла отсрочить выполнение требований энергопакета, но не стала этого делать. Фактически Литва хочет лишить Газпром газотранспортных систем.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов считает, что главная тема для дальнейших переговоров по цене на газ - это реструктуризация Lietuvos dujos в рамках Третьего энергопакета ЕС. «В обмен на скидку Газпром в первую очередь захочет, чтобы реструктуризация Lietuvos dujos шла в его интересах и не выглядела как экспроприация собственности, а именно так это сейчас выглядит. Газпром хочет сохранить контроль над трубой», - считает Симонов.

«В целом от Латвии нам больше ничего и не нужно», - считает он. «С продлением контракта на поставку газа после 2014 года проблем не будет. Другой альтернативы у Литвы все равно нет, а СПГ-терминал построить к 2015 году не получится», - поясняет эксперт. Для диверсификации поставок газа республика строит на Балтике терминал сжиженного природного газа, чтобы получать СПГ по морю.

При этом эксперт уверен, что в любом случае речь будет идти о 3-5-летнем контракте с Газпромом, убеждать Литву заключить долгосрочный 20-летний контракт бесполезно. «Литва на это все равно не пойдет, потому что одержима идеей избавиться от российского «империалистического» газа. Убедить в обратном Литву сложно, я даже не знаю, насколько ради этого придется тогда снижать цену», - говорит Симонов.

На переговорах по цене на газ могут обыграть и тему транзита газа в Калининград. «Но это не такой козырь в руках Латвии, как, например, у Украины, где транзит нужен, пока нет «Южного потока». В конце концов, мы можем вернуться к идее строительства отвода от «Северного потока». Остаются также варианты обеспечивать газом Калининградскую область через Белоруссию и Польшу в обход Литвы», - считает эксперт.

В любом случае, если стороны не договорятся и Литва все-таки заберет газотранспортные активы, это не сможет изменить систему поставок газа в страну. «Даже если трубы будут принадлежать независимому оператору, то Литве все равно придется брать газ у России. Литва, как и другие страны Балтии, на 100% зависит от российского газа, альтернативы у них нет. Что касается планов Литвы по строительству СПГ-терминала, то никакого завода пока нет, а само строительство терминала не означает, что у них будет другой газ», - говорит Симонов.

По его мнению, литовцы скоро наглядно увидят провалившуюся попытку Польши диверсифицировать поставки газа за счет строительства в польском порту Свиноустье СПГ-терминала. Проект должен заработать в 2014 году, однако находится на грани срыва сроков. «Кроме того, польский СПГ-терминал после ввода в строй будет стоять полупустой, потому что Польша подписала лишь один контракт с Катаром на поставку газа, объемы которого не покрывают все мощности завода. Литва скоро может лицезреть эту драму», - уверен Симонов.

Что касается продажи акций Газпрома в Lietuvos dujos латвийскому правительству, то главный вопрос ценовой. «Если будет предложена адекватная цена, то на это можно пойти. Ведь самое главное - не труба, а сохранение этого рынка и объема поставок. Газпром же не стал покупать в Греции компанию DEPO и правильно сделал. Владение трубами - это не та стратегия, которой нужно упрямо придерживаться в Европе. Сохранять рынок здесь можно и без труб. Тем более, согласно Третьему энергопакету ЕС, тот, кто владеет трубами, не должен мешать производителю газа продавать его напрямую конечному потребителю. То есть Газпром сможет требовать прямых продаж газа в Литве, даже не владея Lietuvos dujos», - поясняет Симонов.

«Другое дело, что желания заплатить за этот актив у Литвы пока не наблюдается, а видно лишь желание этот актив попросту изъять», - заключает Симонов.

Ольга Самофалова

09.09.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua