Все на борт: Российские поезда в Крым пойдут в обход Украины

РФ ищет альтернативные маршруты для перевозки граждан в Крым, минуя территорию Украины. Так, в начале апреля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и заинтересованным организациям в двухнедельный срок ввести прямое железнодорожно-паромное сообщение с Крымом. Насколько реальна данная инициатива и что она принесет простым обывателям?

Новелла предполагает несколько изменений. Как пояснил Delo.UA глава Центра политического и экономического анализа Александр Кава, они заключаются как в увеличении количества паромов, так и во внедрении поездки по единому билету. Само же сообщение, по мнению экспертов, будет выглядеть примерно таким образом: пассажиры будут приезжать на поездах в российские Анапу, Крымск и порт «Кавказ». Из Крымска пассажиры будут доставляться на автобусах в порт «Кавказ» и оттуда на пароме переправляться в Керчь. Откуда автобусы будут их доставлять в разные пункты назначения на территории Крыма. «Из Анапы предполагается использовать скоростные катамараны, которые будут доставлять пассажиров в прибрежные пункты Крыма», - говорит Александр Кава.

О введении единого билета на несколько видов транспорта для поездок в Крым уже заявили российские власти. Так, 7 апреля глава Министерства транспорта России Максим Соколов сообщил, что по одному билету пассажир теоретически сможет проехать на поезде до одного из городов юга России, затем пересесть на автобус, добраться до Керченской переправы, а оттуда - до конечной точки путешествия в Крыму.

Почему же от Керчи пассажиры не будут продолжать поездку на поездах? Кава отмечает, что состояние железной дороги от Керчи до Джанкоя находится не в самом лучшем состоянии, из-за этого на линии очень низкая скорость, и на участке ж/д ограничена пропускная способность из-за наличия всего одного пути. По словам главы Центра политического и экономического анализа, если бы пассажиры от Керчи ехали железнодорожным транспортом (и, соответственно, по одному ж/д билету), это было бы в несколько раз дольше.

«Поездка по Крымской железной дороге от Керчи до Симферополя занимала бы минимум 5,5 часов, потому было принято решение вести пассажиров из Керчи автобусами в разные пункты», - заключает Кава.

В то же время организация прямого железнодорожно-паромного сообщения подразумевает и увеличение количества паромов, курсирующих Керченской паромной переправой. Подобная инициатива продиктована двумя факторами. Первый - увеличением пассажиропотока на маршруте. Как сообщила российская «АнРуссТранс», предоставляющая услуги по перевозке на маршруте Порт «Кавказ» - Керчь, паромная переправа в нынешнем марте нарастила показатели трансфера пассажиров более чем вдвое в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года (АППГ). «В марте прошлого года перевезли 46 тыс. пассажиров, в марте этого - больше 100 тыс. пассажиров», - сообщил председатель совета директоров «АнРуссТранс» Александр Анненков.

Как сообщил Delo.UA диспетчер в порте «Кавказ» (РФ), на сегодняшний день через Керченскую паромную переправу курсирует три парома - два крымских и один российский («Керченский-2», «Ейск» и «Николай Аксененко»). Пропускная способность первого - 175 пассажиров, 23 легковых авто или три грузовых автомобиля, второго - 215 пассажиров, 25 легковых авто или три грузовика. Пропускная способность третьего, российского парома, составляет 300 пассажиров, 40 легковых авто или шесть грузовиков.

Еще один фактор, вынуждающий пополнить «технопарк» Керченской паромной переправы (КПП) - необходимость организации переправы вагонов, которая здесь не осуществляется с 90-х гг. ввиду старения береговой инфраструктуры и самих железнодорожных паромов. Посему, в текущее время регулярно функционирующей ж/д переправы - ни для грузового, ни для пассажирского состава - на маршруте Кубань-Крым нет. По сообщениям СМИ, Минтранспорта России обсуждает с ОАО «Российские железные дороги» вопрос переправы из порта «Кавказ» в Керчь пассажирских вагонов, однако далее переговоров нововведение пока не продвинулось.

По мнению экспертов, чтобы компенсировать вышеуказанные аспекты, к курсирующим паромам необходимо добавить еще два. Но для ускорения процесса реформирования КПП новый транспорт, вероятнее всего, завезут из других портов. «Россия будет брать уже готовые паромы, потому как постройка новых займет много времени», - отмечает Кава, затрудняясь назвать сумму, в которую обойдется РФ ж/д новелла. По словам эксперта, расширение транспортного парка существенно скажется на пропускной способности переправы - после начала курсирования уже пяти паромов она увеличится на 60%.

Такое повышенное внимание к российско-крымскому сообщению у РФ неслучайно. «При перевозке пассажиров и грузов в Крым из России через Украину уже сейчас существуют риски, Россия создает альтернативный стабильный варианта доставки и пассажиров, и грузов в Крым», - говорит Кава.

Под рисками эксперт подразумевает накал российско-украинских отношений, которые впоследствии могут перейти в остановку транзитного пассажирского сообщения через Украину между Россией и Крымом. Данные же по этому направлению демонстрируют негативную динамику - так, по данным «Укрзализныци», госмонополиста в сфере ж/д, объемы пассажирских железнодорожных перевозок между Крымом и Россией в марте 2014 года уменьшились на 21-23% по сравнению с АППГ.

Вместе с ростом пассажиропотока на КПП, тем не менее, при изменении курсирования автобусов в сторону переправы возросли и цены. В конце марта автобус, курсирующий по маршруту Керчь-Москва, начал движение через Керченскую паромную переправу, при этом стоимость проезда автобусным транспортом возросла на 400 рублей (около 120 грн./$11,3 по курсу Центробанка РФ) с 1800 руб. ранее.

Эксперты утверждают - такие меры Россия вводит временно, до конца строительства моста через Керченский пролив, история с которым тянется уже более 10 лет. Впрочем, несмотря на долгоиграющую историю с проектом перехода, уже 19 марта нынешнего года президент РФ Владимир Путин заявил, что сооружение должно иметь возможность пропускать как автомобили, так и поезда. В то же время глава российского Минтранса Соколов уточнил, что в 2014-м будут проведены проектно-изыскательские работы в Керченском проливе и к концу года выбран оптимальный вариант для дальнейшего проектирования.

Как утверждает Александр Кава, при хорошем финансировании этот мост могут возвести через 1,5-2 года. В самом же российском Минтрансе на проект смотрят менее оптимистично: там постройку сооружения оценивали минимум в 50 млрд. рублей (около $1,41 млрд.), а в середине марта Максимом Соколовым были заявлены сроки в 3,5 года. Это при том, что на этапе украинско-российского сотрудничества в вопросе Керченского перехода в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) Украины назвали стоимость и сроки постройки данного сооружения около 4-х лет и $3 млрд.

В любом случае вопрос об организации прямого железнодорожно-паромного сообщения пока стоит на месте. Как пояснил диспетчер Керченской переправы, хоть инициатива со стороны российского государства есть, пока она не выполняется. «Пока никаких дополнительных паромов нет», - говорит диспетчер.

09.04.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua