Volkswagen вырулил из-под обвала

Самой дорогой компанией мира стал Volkswagen. В условиях кризиса, когда капитализация прежних лидеров снижается в разы, шансы забраться наверх появляются у отдельных «выскочек». Впрочем, их лидерство может оказаться недолгим

Немецкий автопроизводитель Volkswagen (VW) неожиданно для всех стал самой дорогой компанией мира. Он сумел обойти прежнего мирового лидера по капитализации - американскую нефтяную компанию Exxon Mobil (EM).

Для того чтобы стать первым, VW пришлось пройти большой путь. Удивительно, но, несмотря на кризис, с начала года стоимость Volkswagen выросла более чем в 5 раз. Теперь этот показатель составляет $370 млрд. Прежний лидер EM стоит $343 млрд.

Достижение немецкого автопроизводителя знаменует собой новую тенденцию: в условиях высокой волатильности и в отсутствие повышательной тенденции на фондовых рынках на вершину списка могут внезапно «запрыгнуть» совсем неожиданные кандидатуры, к каковым относится и VW. И то, каким образом это произошло, тоже характерно. На торгах 27 октября произошел резкий - на 93% - взлет котировок акций VW. А этот скачок внимания инвесторов произошел после того, как другой немецкий автоконцерн Porsche заявил об увеличении своей доли в VW с 42,6% до 75%. В условиях стагнации автомобильной отрасли в мире в последние месяцы инвесторы с энтузиазмом восприняли весть о своеобразном слиянии двух крупных конкурентов.

Мировой финансовый кризис выводит на сцену новых героев, ведь популярность прежних лидеров в глазах инвесторов, напротив, резко упала. В последние годы двигателем наращивания капитализации было, как многие теперь считают, надувание «пузырей» на сырьевых рынках. И на коне были производители нефти. Так, именно благодаря росту цен на «черное золото» сам EM захватил лидерство в 2005 г., сместив с первого места General Electric (GE), и отдавал его лишь один раз временно - также нефтяной компании, но из Китая. Но за последние три месяца цены на нефть упали более чем вдвое, и стало ясно, что планам компаний нефтегазового сектора по росту их капитализации в ближайшее время не суждено сбыться.

Та же участь постигла и российский «Газпром». Еще в мае его капитализация достигала $340 млрд., и он вышел на третье место в мире, обогнав крупнейшего в мире сотового оператора China Mobile и GE. С 2000 г. капитализация газовой монополии выросла к тому времени в 46 раз, а аналитики утверждали, что компания до сих пор остается недооцененной и при условии пересмотра стоимости ее газовых запасов она может занять и более высокие ступени в мировом рейтинге. В середине июня глава монополии Алексей Миллер заявлял, что его стоимость в течение семи-восьми лет может вырасти до $1 трлн. Но 12 часов российского фондового рынка пробили буквально через несколько недель после этого, с середины мая рынок стал стремительно сокращаться, обвалившись более чем на 70%, а капитализация самого «Газпрома» съежилась в 5 раз - до $69 млрд. О «тройке» с этими показателями теперь не стоит и мечтать. «Сейчас «Газпром» находится на 54-м месте», - уточняет аналитик ИГ «Капиталъ» Виталий Крюков.

Подобная судьба ожидала и компании других развивающихся рынков, которые резко шли на взлет, но так же быстро и обвалились в последний год. Больше всего от слома повышательной тенденции пострадал Китай.

Еще год назад в десятке крупнейших компаний мира было 5 китайских - PetroChina, China Mobile, Industrial and Commercial Bank of China, China Petroleum и China Life. А в ноябре 2007 г. PetroChina стала крупнейшей в мире, со своими немыслимыми $1,1 трлн сместив с первого места EM. Но китайский фондовый рынок в этом году упал почти как наш - более чем на 60%. И уже в августовском рейтинге делегаты от развивающихся рынков сильно «просели». Падающий китайский рынок отнял 70% былого богатства у PetroChina, опустив ее на второе место.

Впрочем, перестановки на нынешнем волатильном рынке не стоит воспринимать всерьез, в один голос заявляют аналитики.

«Победа Volkswagen не совсем здоровая. Для нее не было фундаментальных причин. Очень скоро, как только Porsche закончит покупку, капитализация сдуется до докризисных уровней», - считает аналитик ИК «Церих» Роман Ткачук.

Взгляды же на то, какова будет итоговая картина после кризиса, у экспертов расходятся. Вначале «надо посмотреть, как скажется недостаток ликвидности и инфляция», объясняет начальник аналитического отдела ИК «Церих» Николай Подлевских. Если у инвесторов вновь проснется вкус к риску, то они могут вернуться на сырьевые рынки.

В этом случае мировые цены на нефть вырастут, и сырьевые гиганты из развивающихся стран получат шанс для реванша. «Газпром» недооценен и должен вернуться в топ-10, считает Подлевских.

При сохранении же существующих тенденций на мировых фондовых рынках может восстановиться статус-кво двух-трехлетней давности, и в списке крупнейших компаний произойдут изменения в пользу компаний с развитых рынков, а компании с развивающихся рынков опустятся ниже, прогнозирует начальник аналитического отдела УК «Капиталъ» Сергей Карыхалин. «Кризис сначала ударил по развитым рынкам, снизив капитализацию крупнейших компаний, но теперь эпицентр кризиса смещается в развивающиеся страны и бьет по местным компаниям, - поясняет он. - Учитывая большую уязвимость компаний из Emerging Markets и относительно слабо развитую инфраструктуру рынков, восстановиться им будет сложнее, чем их аналогам в развитых странах». «Крупнейшие американские и европейские нефтегазовые компании сохранят свое место в топ-20. Российские нефтегазовые компании серьезно отстанут», - резюмирует Крюков.

А если кризис затянется, лидеры могут смениться еще не раз. «На первый план могут выйти компании из нециклических «защитных отраслей», доходы которых слабо пострадают от падения потребительского спроса», - предполагает Карыхалин, такие как Johnson & Johnson, Procter & Gamble Co, McDonald's Corp.

Екатерина Мереминская, Павел Сморщков

29 октября 2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua