Водителей-нелегалов выведут из тени

О том, что украинский рынок такси нуждается в реформировании, говорят уже давно. Зачастую водители и пассажиры не могут найти общий язык, и возникают конфликтные ситуации. Для того чтобы четко определить права и обязанности сторон, уровень подготовки водителей, техническое состояние автомобилей, правительство подготовило законопроект «О перевозке на такси». Сейчас проходит его обсуждение с представителями профильных организаций.

Основные вопросы, которые вызывают споры - это получение разрешения для предоставления услуг такси, требования к транспортным средствам и информационно-диспетчерским службам, роль местных администраций в организации перевозок.

При этом стать легальным таксистом сможет любой желающий. Согласно документу разрешение на безвозмездной основе получат все легальные участники рынка в обмен на лицензию. Другие таксисты, которые хотят войти в правовое поле, в течение года смогут приобрести документ за небольшую сумму, которая в первый год будет привязана к размеру прожиточного минимума (сейчас - 1147 грн.). Документом предусмотрено, что таксисты получат переходный период - три года. Но с каждым годом стоимость получения такого разрешения будет увеличиваться. Это разрешение станет собственностью таксиста. Однако законопроект не обязывает таксистов заключать договоры с информационно-диспетчерскими службами.

Эксперты надеются, что законопроект «О перевозке на такси» позволит ввести европейский стандарт работы таксомоторных перевозок. Этот документ направлен, в первую очередь, на безопасность и комфорт пассажиров, а также на полную легализацию рынка.

Правда, в профсоюзе таксистов заявляют, что если будут введены требования к комфорту, возрасту и классу автомобилей, работающих в такси, цена километра может вырасти с нынешних 3-4 грн. до 6 грн. за километр. Другими словами, с рынка придется уйти нелегалам на старых авто. В то же время те службы такси, которые сегодня работают легально, принимают к оплате карточки, готовы выдавать чеки и устанавливать оплату на счетчик, - не подорожают.

По данным Министерства инфраструктуры, из 6,9 млн. зарегистрированных в Украине легковых автомобилей лишь около 51,4 тыс. официально имеют право осуществлять перевозки в качестве такси, что составляет примерно 1% от общего количества авто. Только в Киеве, где данный рынок достаточно развит, на сегодняшний день эти услуги обеспечивают около 20 тыс. автомобилей, а также работают более 150 информационно-диспетчерских служб.

В целом по Украине в тени, то есть нелегально, сейчас функционируют до 90% рынка таксомоторов. Эксперты считают, что таксист-нелегал несет потенциальную опасность жизни и здоровью пассажиров. В то же время из-за нелегальных перевозок бюджет ежемесячно недополучает более 100 млн. грн., а в год эта сумма достигает примерно 1,5 млрд. грн.

Дорого, но качественно

В Германии на сегодняшний день служба такси насчитывает до 10 тыс. автомобилей, причем основные марки - «Мерседес» и «Тойота». Все авто - бизнес-класса. Также действуют строгие правила для водителей. Чтобы стать таксистом, необходимо сдать специальный экзамен на ориентирование в городе - знать около 1000 основных объектов и уметь добраться к ним без использования навигационного оборудования. Деятельность такси контролируется, счетчик обязательно должен быть включен. Естественно, стоимость такого такси гораздо выше украинского, однако строгие правила гарантируют высокое качество услуг.

Сергей Тищенко

24.09.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua