Вернуть «Укрнафту»: как амбиции и спешка затормозили процесс

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк просит Верховную раду изменить закон о кворуме, проголосованный 13 января нынешнего года. Он признал, что принятый закон не распространяется на ПАО «Укрнафта», поэтому Кабмин подготовил новый законопроект о порядке созыва собраний акционеров с контрольным пакетом акций государства. В новом законопроекте предусмотрен даже механизм получения дивидендов, после того как акционерное собрание будет созвано.

Кроме того, Яценюк уже дал поручение НАК «Нафтогаз Украины» как акционеру в течение трех месяцев созвать собрание акционеров крупнейшей в Украине нефтедобывающей компании «Укрнафта». И сообщил, что одним из главных вопросов повестки дня будет смена менеджмента и получение причитающихся государству дивидендов. Принятое собранием 21 октября 2014 года решение о выплате государству 1,7 млрд. грн. дивидендов до сих пор не выполнено.

В свою очередь три кипрские компании - миноритарные акционеры ПАО «Укрнафта» - потребовали от Украины $5 млрд. в качестве компенсации за действия правительства и НАК «Нафтогаз Украины». Они считают, что Украина в течение 2006-2014 годов ограничивала «Укрнафту» в праве свободной продажи остатков газа на рынке, несмотря на соответствующие решения судов, чем нанесла «Укрнафте» убытки. Компании-миноритарии предлагают в течение трех месяцев связаться с ними для решения спора мирным путем. В противном случае они намерены обратиться в международный арбитраж, опираясь на нормы договора о присоединении Украины к Энергетическому сообществу.

Почему парламент не смог с первого раза обеспечить защиту интересов государства, и каким образом они будут защищены после принятия новой редакции - с такими вопросами Forbes обратился к адвокату Юлии Курило.

Новый парламент подхватил те же болезни, что были у «попередников»: депутаты пишут законопроекты с громкими популистскими названиями, не особенно задумываясь о последствиях этих инициатив, к тому же зачастую игнорируя мнение главного экспертного управления ВР - их профессиональные и весьма дельные замечания.

Законопроект №1310, поданный в Раду группой народных депутатов во главе с Олегом Ляшко, названный громко и пафосно прессой законом «против Коломойского», предусматривает снижение кворума на общем собрании акционерных обществ. Собрание правомочно при условии регистрации на нем акционеров, владеющих более 50% голосующих акций.

В своей первоначальной редакции законопроект не стал приятным исключением ни по качеству юридической техники, ни по объему решаемых задач, ни по продуманности последствий его принятия для рынка. И, судя по всему, парламентарии намерены дополнить уже принятый закон новыми нормами, о чем свидетельствуют уже зарегистрированные предложения целого ряда депутатов и депутатских групп.

Изначально законопроект касался только акционерных обществ, в уставном капитале которых государство имеет 50 и более процентов акций. В пояснительной записке авторы указывали, что целью их законодательной инициативы является защита корпоративных прав государства в акционерных обществах с мажоритарной долей (50 и более процентов).

Учитывая публичную «нелюбовь» господина Ляшко к губернатору Днепропетровской области, журналисты и связали законопроект №1310 с долгоиграющим конфликтом украинских правительств с ПАО «Укрнафта». Оперативный контроль над указанным предприятием с 2002 года удерживает группа «Приват», структуры который владеют 42% акций ПАО. А государство в лице НАК «Нафтогаз Украины» - 50%+1 акция.

Конфликт этот связан с тем, что уже длительное время группа «Приват» периодически блокирует проведение собрания акционеров, оставляя таким образом прибыль компании не распределенной. То есть государство наряду с другими акционерами не получает дивиденды на принадлежащие им акции. Последний пример: только в октябре 2014 года ПАО «Укрнафта» созвало собрание и распределило чистую прибыль (а также начислило дивиденды), полученную в 2011-2013 годах. Ходили слухи, что такие перерывы между общими собраниями «помогали» группе «Приват» в обмен на начисление и выплату дивидендов в пользу государства получать для своих предприятий определенные преференции. Однако утверждать не буду.

Ликвидация повода для торга за дивиденды путем уменьшения минимального порога кворума теоретически позволяет государству, зарегистрировавшись в лице своего представителя на общем собрании акционерного общества, обеспечить его кворум при наличии в собственности государства пакета акций 50% + 1 голосующих акций.

Уже в процессе обсуждения законопроекта в сессионном зале в его текст были (со слов отдельных народных депутатов) внесены правки, которые распространяют требования о понижении кворума на все акционерные общества, в том числе те, в которых у государства нет акций. Таким образом было учтено замечание главного экспертного управления Верховной рады, юристы которого указывали авторам законопроекта №1310 на его противоречие Конституции Украины. Как известно, Основной закон предусматривает равенство всех форм собственности в Украине, а посему установление дифференцированного правового регулирования для акционеров в зависимости от формы собственности было бы явно незаконным.

По данным прессы, кворум общего собрания акционерного общества, в котором государство не владеет корпоративными правами, будет составлять 50% + 1 голосующих акций уже с 1 января 2016 года. В то же время компании, где в уставном капитале имеется доля, принадлежащая государству и составляющая более 50% голосующих акций, обязаны будут проводить общие собрания по новым правилам уже в 2015 году (то есть после вступления в силу закона, принятого Верховной радой).

Отдельные эксперты, комментируя законопроект, утверждают, что ПАО «Укрнафта» попадет под действие закона Украины «О внесении изменений в статью 41 закона Украины «Об акционерных обществах» только с 1 января 2016 года. Это объясняется тем, что среди акционеров ПАО «Укрнафта» отсутствует Фонд государственного имущества Украины, а владельцем акций выступает НАК «Нафтогаз Украины», являющаяся государственной акционерной компанией. Однако эта позиция представляется спорной.

Дело в том, что закон Украины «Об управлении государственной собственностью» и так устанавливает понятие объектов государственной собственности. К ним относится имущество, переданное государственным коммерческим предприятиям. НАК «Нафтогаз Украины» является государственным коммерческим предприятием, 100% акций которого принадлежат государству. А потому все имущество НАК, в том числе акции ПАО «Укрнафта», является объектом государственной собственности - корпоративными правами, принадлежащими государству.

Норма о размере кворума общего собрания акционерного общества является императивной. Это значит, что АО будут обязаны применять ее после вступления в силу независимо от содержания собственных уставов и положений об органах управления. Акционерные общества будут обязаны привести уставы и внутренние документы в соответствие с действующим законодательством, в противном случае будут иметь дело с НКЦБ ФР.

Следует отметить, что согласно статье 42 закона Украины «Об акционерных обществах», решение на общем собрании акционерного общества принимается простым большинством: то есть решение считается принятым, если в его поддержку отдано более 50% от зарегистрировавшихся на общем собрании голосов акционеров, являющихся собственниками акций, принимающих участие в голосовании по данному вопросу.

Такие вопросы, как внесение изменений в устав общества, аннулирование выкупленных акций, изменение типа общества, размещение акций, увеличение/уменьшение уставного капитала, реорганизация и ликвидация общества, требуют поддержки квалифицированного большинства. То есть по указанным вопросам решение принимается более чем тремя четвертями голосов акционеров, зарегистрировавшихся для участия в общем собрании и являющихся собственниками акций, голосующих по соответствующему вопросу повестки дня.

В публичных акционерных обществах не допускается изменение количества голосов акционеров, требующихся для принятия решения на общем собрании по сравнению с законом. Таким образом, на общем собрании публичного акционерного общества представитель государства сможет принять решение о распределении прибыли (выплате дивидендов), единолично поддержав решение по данному вопросу повестки дня, при условии, что государству Украина принадлежит более 50% голосующих акций такого акционерного общества.

На мой взгляд, уменьшение кворума общего собрания акционерных обществ до 50% + 1 акция является положительным моментом, упрощающим деятельность акционерных обществ. Не секрет, что невозможность собрать общее собрание из-за недобросовестности отдельных акционеров является бичом большого количества АО, созданных в результате приватизации. Права на участие в управлении обществом и распределение прибыли являются абсолютными, на пути их реализации не должно быть существенных препятствий, независимо от того, кем является данный акционер: государством или частным лицом.

Юлия Курило - партнер адвокатского объединения «СК ГРУП»

22.01.2015 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua