Вагоностроители «сошли с рельсов»: почему падает производство украинских вагонов

Кризис достиг рынка вагоностроения в Украине. Три из четырех украинских вагоностроителей отчитались о результатах работы за I квартал 2014 года, и результаты оказались малоутешительны. Эксперты же предрекают: год для рынка будет весьма тяжелым.

Исходя из статистики, сложнее всего приходится Крюковскому вагоностроительному заводу (КВСЗ), который в январе-марте текущего года снизил производство грузовых вагонов на 77,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) - до 420 единиц. В то же время за 3 месяца-2014 завод не выпускал пассажирские вагоны, тогда как в январе-марте 2013 года их было произведено 16 единиц. Впрочем, финансовые результаты первых трех месяцев-2014 здесь обнародовать пока не спешат.

Другие же предприятия охотно делятся финстатистикой, сохраняя в секрете объемы производства. Еще одно крупное вагоностроительное предприятие Украины, ПАО «Стахановский вагоностроительный завод» (СВЗ), входящее в состав группы «Финансы и кредит» Константина Жеваго, в январе-марте 2014 года получило чистый убыток в размере 108,12 млн. грн. (свыше $9,3 млн. по курсу на 12 мая), тогда как за аналогичный период-2013 чистая прибыль составляла 19,65 млн. грн. (около $1,7 млн.). Согласно квартальному отчету предприятия в системе раскрытия информации Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), обнародованному в четверг, 24 апреля, чистый доход завода сократился в 5,3 раза - до 71,96 млн. грн. ($6,2 млн.).

Вместе с тем в упадке находится ПАО «Днепровагонмаш» (ДВМ), контролируемое финансово-промышленной группой «ТАС» Сергея Тигипко, которое в I квартале-2014 сократило консолидированную прибыль в 12,4 раза - до 6,39 млн. грн. ($550,4 тыс.) В то же время, согласно квартальной отчетности ПАО «Днепровагонмаш» (неконсолидированной), его чистая прибыль в январе-марте сократилась в четыре раза - до 13,61 млн. грн. ($1,17 млн.), а чистый доход - в 3,3 раза, до 136,31 млн. грн. ($11,74 млн.).

Единственным «интриганом» в вагоностроительной квартальной статистике остается ПАО «Азовмаш», которое пока не обнародовало отчеты за январь-март. На просьбу Delo.UA предоставить эти данные один из крупнейших машиностроительных комплексов Украины ответил отказом.

Столь неутешительные результаты аналитики связывают с экспортными трудностями. Старший аналитик ИК «Арт Капитал» Алексей Андрейченко отмечает, что снижение производства обусловлено проблемами со сбытом продукции на российский рынок.

Основным направлением сбыта для отечественных вагоностроителей традиционно является Россия, куда на экспорт отправляется около 85% произведенной продукции. Однако с 2012-го Россия сократила закупки украинских вагонов - по словам Андрейченко, за январь-февраль 2014 года падение по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года составило 83%.

Как сообщает Центр транспортных стратегий со ссылкой на Министерство промышленной политики Украины (ныне входит в структуру Министерства экономики), по итогам прошлого года в целом производство вагонов в Украине сократилось вдвое - до 23,8 тыс. единиц, экспорт в РФ упал на 40% - до 14,6 тыс. единиц. Для сравнения, за январь-февраль минувшего года в Россию отправили 754 вагона - это почти 70% всего выпуска за период I квартала-2014.

Экспортные трудности-2013 были обусловлены приостановкой действия сертификатов качества на вагоностроительную продукцию со стороны РФ. Однако и сейчас ситуация не изменилась. «Несмотря на то, что все российские сертификаты качества были восстановлены, поставки в Россию остаются на очень низком уровне. С одной стороны, российские заказчики опасаются, что из-за политических рисков их заказ может быть не выполнен, с другой стороны у них есть возможность разместить его в России, так как местные заводы не полностью загружены», - размышляет Андрейченко.

Так, без учета политической ситуации между Украиной и Россией, рынок РФ сейчас находится в условиях переизбытка вагонов. Эксперт «ЦТС-Консалтинг» Дмитрий Ягелло также указывает, что помимо России, причиной обвала производства у отечественных вагоностроителей мог послужить профицит грузовых вагонов в СНГ, проявившийся в 2013 году. «Падение грузовой базы и профицит вагонов привели к снижению спроса на новые вагоны. По разным оценкам, в 2013 году профицит составлял 15-20% парка», - отмечает эксперт.

Вследствие этого, по словам Ягелло, производство вагонов в Украине в первом квартале упало на 79%, в денежном выражении спад составил порядка $340 млн. «На данный момент предприятия загружены на 10%, и поэтому показывают очень слабые финансовые результаты», - констатирует эксперт.

В отношении украинского вагоностроения эксперты опасаются высказывать конкретные прогнозы с оглядкой на торговые трудности между Москвой и Киевом. Если, по данным Госстата, в 2013 в Украине году было произведено 25,2 тыс. грузовых вагонов, то, по предположениям аналитиков, 2014 год вагоностроители могут закончить с результатом от 10 до 20 тыс. вагонов. «В зависимости от того, произойдет ли деэскалация в отношениях Украины и России и будет ли возможность у украинских компаний поставлять вагоны в Россию, прогноз составляет от 10 до 20 тыс. вагонов. Соответственно динамика к прошедшему году может быть от -20% до -60%», - констатирует Андрейченко. При этом в финансовом эквиваленте перспективные потери для данной отрасли украинского машиностроения могут составить $250-800 млн. (в сравнении с уже провальным 2013-м).

В целом же украинским предприятиям остается надеяться на закупки госмонополиста в сфере транспортных перевозок - «Укрзализныци», которая остро нуждается в обновлении парка грузовых вагонов. Как сообщал еще в 2013 году тогдашний первый заместитель генерального директора «Укрзализныци» Николай Сергиенко, изношенность вагонного парка «Укрзализныци» составляет 88%, а локомотивов - 70-80%.

С приходом же нового руководства в железнодорожную госструктуру у вагоностроителей появилась надежда, что коррупционные схемы, являющиеся неотъемлемой частью ж/д монополиста, удастся искоренить. Немало на ситуацию может повлиять и грядущая реформа УЗ, которая позволит «Укрзализныце» привлечь необходимое финансирование, а министр инфраструктуры Максим Бурбак сообщал об акценте на обновление подвижного состава железных дорог техникой производства отечественных машиностроителей. Впрочем, остается открытой финансовая часть этого вопроса - сможет ли УЗ найти деньги для того, чтобы спасти украинское вагоностроение, и она пока не имеет однозначного ответа.

Инна Рослик

13.05.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua