В РФ приступили к строительству складов для 100 с лишним ракет «Булава» в 120 км от границы с Норвегией.
Одна «Булава» может нести до десяти ядерных боеголовок мощностью 150 килотонн каждая. Если хранить боеголовки вместе с ракетами либо в отдельном близлежащем хранилище, получается 1000 ядерных бомб общей мощностью 150 мегатонн. На Хиросиму, для сравнения, сбросили бомбу мощностью 16 килотонн.
Ракеты для новейших атомных подводных лодок Северного флота будут складироваться в главном хранилище Северного флота в губе Окольная в районе главной базы флота Североморска. Как сообщают «Известия», возведение первых двух построек в Окольной началось в конце ноября силами Спецстроя России, третье и четвертое хранилища начнут строить в октябре 2014 года. Стоимость работ превышает 450 млн. рублей.
По данным вице-адмирала в отставке Владимира Захарова, хранилище ракет будет располагаться в трех часах хода подлодки от Гаджиево - места базирования атомных подводных лодок проекта «Борей», для которых и предназначена «Булава». Хранить ракеты именно в избранном военными месте удобно: база скрыта в скалах, и к ней есть железнодорожные подъездные пути. «Строить хранилища в том же Гаджиево было бы в 10 раз дороже. К тому же, как говорят, лучше не хранить все яйца в одной корзине», - пояснил «Известиям» Захаров.
По подсчётам адмирала, после принятия на вооружение всех запланированных «Бореев» в хранилищах будет находиться более 200 ракет. В России планируется построить в общей сложности восемь «Бореев» (к 2020 году), но пока не известно, сколько из них пойдёт на Северный, а сколько на Тихоокеанский флот. Первая АПЛ этой серии «Юрий Долгорукий» пришла на базу Северного флота в сентябре, ещё две проходят окончательные испытания.
В «Известиях» попытались выяснить, как будет обеспечиваться безопасность нового хранилища, но в Минобороны не смогли этого объяснить, а командующий Северным флотом Сергей Королев и главком ВМФ Виктор Чирков были недоступны для комментариев.
Местные власти Североморска заявляют, что лишены возможности контролировать безопасность хранилища. В Мурманском отделе инспекции за радиационно опасными объектами Ростехнадзора «Известиям» рассказали, что военные части Северного флота не предоставляют им отчетов о контрольных замерах уровня радиации. «Это склады Минобороны, они перед нами за свой мониторинг не отчитываются. По идее должны отчитываться, но нет документов, где это было бы прописано», - пояснил представитель Ростехнадзора.
17 мая 1984 года в Окольной произошёл мощный взрыв. Почти половина флотского комплекта стратегических ракет, торпед и мин взлетела на воздух за полтора часа, пишет Russian Navy Blog.
Северная граница между Россией и Норвегией пролегает примерно в 120 километрах от нового хранилища. Норвежский эксперт по ядерной и радиационной безопасности заверил BarentsObserver, что сценарий со случайным ядерным взрывом в крайне мере маловероятен.
«Без лишних слов понятно, что если на наземном складе произойдёт единый ядерный взрыв 100 ракет (150 мегатонн), выпадет огромное количество осадков. Самый мощный в мире ядерный заряд, испытанный в атмосфере в октябре 1961 года, составил 50 мегатонн и был подорван на такой высоте, что подсоса частиц грунта с поверхности не было. Но такой сценарий крайне маловероятен, как крайне маловероятен случайный взрыв одной боеголовки», - сказал Стейнар Хёйбротен, старший научный сотрудник норвежского Института военных исследований (FFI).
В хранилищах ядерных боеголовок стоят очень сложные системы безопасности, подчеркнул эксперт, указав также на тот факт, что никогда ни одна боеголовка не взорвалась случайно. «Единственный реалистичный сценарий - пожар или врыв на складе с ядерными боеголовками. Худший вариант - когда урановая или плутониевая пыль из одной или нескольких боеголовок попадёт наружу».
Без детального анализа худшего варианта Стейнар Хёйбортен может предположить, что выброс радиоактивных частиц создаст лишь местное заражение, где-то в радиусе одного километра.
«Тем не менее будет некоторая доля мелких и лёгких частиц, которые в случае интенсивного тепловыделения на месте аварии могут подняться вверх и в потоке ветра перенестись на значительное расстояние. Всё, таким образом, зависит от направления ветра. Если ветер будет в сторону Норвегии (что бывает нечасто), что-то прилетит и туда, но каких-то заметных последствий не будет, если не считать того, что сам факт зафиксируют приборы. Это, конечно, вызовет разговоры и опасения. Положение в Североморске, очевидно, будет более серьёзным, но я не так хорошо знаю местные условия, чтобы строить дальнейшие предположения», - сказал Стейнар Хёйбротен.
Trude Pettersen
16.12.2013 г.