В РФ могут запретить эксплуатацию самолетов старше 15 лет

Недавняя трагедия в Казани заставила российские власти задуматься о безопасности авиаперелетов. Вчера в Госдуму был внесен законопроект, запрещающий использовать в авиаперевозках иностранные самолеты, срок службы которых превышает 15 лет. Однако ключевые проблемы отрасли законопроект оставляет нерешенными. К таким вопросам летчики относят отсутствие налаженного госконтроля над системой авиаперевозок и явные признаки коррупции в этой сфере. Некоторые летчики предупреждают, что в России теперь каждые полгода будет происходить крупная авиакатастрофа из-за плохого технического оснащения и неподготовленных должным образом пилотов. В Минтрансе, однако, уверяют, что, наоборот, прогресс налицо - безопасность авиаперевозок в стране растет.

Вчера в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий изменение Воздушного кодекса страны. В частности, он прописывает запрет на использование в гражданской авиации старых иностранных самолетов: «Использование гражданских пассажирских воздушных судов иностранного производства, имеющих календарный срок службы более 15 лет, для коммерческих воздушных перевозок не допускается».

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что сегодня «уже не менее 85% от общего объема авиационных коммерческих перевозок в РФ осуществляется на воздушных судах зарубежного производства с иностранной регистрацией». Сначала самолеты зарубежного производства с иностранной регистрацией использовались для международных авиаперевозок, и предполагалось, что это будет временная мера, пишут авторы законопроекта. Однако затем такие самолеты стали использоваться в том числе при внутрироссийских авиаперевозках, что постепенно привело к негативным последствиям.

«Из зоны государственного регулирования и контроля оказались исключены вопросы обеспечения летной годности воздушных судов зарубежного производства, обладающих иностранной регистрацией и эксплуатируемых отечественными авиационными предприятиями для осуществления внутрироссийских воздушных перевозок», - поясняют авторы законопроекта.

Сложилась абсурдная ситуация - внутри РФ летали самолеты, состояние которых оказалось неподконтрольно российским органам надзора: «Контроль за летной годностью воздушных судов зарубежного производства с иностранной регистрацией оставлен за страной регистрации самолета». И что удивительно, авторы законопроекта предлагают не столько распутать этот бюрократический клубок, сколько просто ограничить поступление на российский авиарынок старых судов. Нетрудно догадаться, что в России такой запрет в принципе легко может быть нарушен, ведь лоббисты всегда смогут найти «особый» подход к принимающим решения чиновникам и контролерам. По крайней мере некоторые специалисты и летчики уже не первый раз говорят о проблеме коррупции в российской авиации и о том, что ответственность за упадок отрасли лежит на самих властях.

Так, на прошедшей вчера в Москве конференции летчик-испытатель Магомед Толбоев предупредил, что страну ждут новые авиапотрясения. «Я не хочу, чтобы погибали мои близкие и ваши близкие. Но ситуация к этому идет. Через полгода упадет еще один самолет. И я это говорю на протяжении шести лет. Система авиаперевозок в России никуда не годится ни по каким параметрам. Это хаос», - сказал Толбоев. По его словам, каждая авиакомпания делает что хочет. «Пусть делает. Но есть же государственный контроль. Для этого создана Росавиация при Минтрансе», - замечает летчик. Однако, по его словам, должный контроль властями не осуществляется, наоборот, лоббисты разными способами продвигают свои интересы. Также летчик рассказал, что российский авиарынок превратился «в помойную яму, в которую тащат все старье», самолетного парка у страны нет, система подготовки пилотов в упадке, отечественная авиапромышленность фактически убита.

Как ранее сообщало агентство Reuters, в России авиакатастрофы случаются в четыре раза чаще, чем в мире, в стране при авиакрушениях погибает один из 1,2 млн. пассажиров, а в мире - один из 4,7 млн. По данным сайта Aviation Safety Network, который собирает статистику авиационных происшествий в мире, РФ с 1945 года по апрель 2010-го занимала второе место в мире после США по количеству авиакатастроф и численности погибших при авиакрушениях. За указанный период в России произошло более 350 авиакатастроф, в которых погибли 7618 человек. В США авиакатастроф было в три раза больше, погибших - в полтора раза больше. Однако надо учитывать, что и авиапассажиров в США во много раз больше, чем в России. Сайт продолжает обновляться, крупные авиакатастрофы последних лет, включая недавнюю трагедию в Казани, в его данных еще не учтены.

В правительстве, однако, считают, что российская авиация встала на путь прогресса. Ранее в интервью «Газете.ру» глава Минтранса Максим Соколов рассказал, что безопасность полетов в России улучшается, а уровень аварийности, если сравнивать количество авиапроисшествий на миллион часов вылета, совпадает со среднемировыми показателями. «Я уже сталкивался с такой точкой зрения, что якобы в Советском Союзе аварийность была меньше и самолеты летали чаще и лучше. Но хочу ответственно сказать, что это не так. Статистика, к сожалению, объективно говорит об обратном. Что касается авиапроисшествий, то их количество снизилось не то что в разы, а даже на порядки, если говорить о том же самом сравнимом взвешенном показателе часов/вылетов. А что касается катастроф и числа погибших в них, то в советские времена эти цифры были существенно выше... В последние годы, несмотря на те катастрофы, которые случаются, российская авиация летает гораздо безопасней», - уверен Соколов.

Опрошенные «НГ» эксперты попытались объяснить причины упадка отечественной авиаотрасли. «Практически во всех отраслях промышленности за последние 20 лет произошло снижение производственной культуры и качества управления, ухудшение технологической базы, технологические требования не соблюдаются. Коснулось это и авиации. Причина кроется, на мой взгляд, в коммерциализации сферы авиаперевозок, при которой экономические интересы авиакомпаний начинают превалировать над всеми остальными, - поясняет гендиректор консалтинговой компании «Аркаим» Александр Дорофеев. - На Западе авиакомпании тоже коммерческие, но они, во-первых, крупнее, чем аналогичные структуры в России, и, во-вторых, там работают механизмы конкуренции, что заставляет совершенствовать качество обслуживания».

По мнению эксперта, решение вопросов безопасности должно быть комплексным: «Авиакомпаниям нужно создать условия привлечения недорогих кредитов на долгий срок для обновления парка самолетов, антимонопольные органы должны пресекать появление монопольных авиаперевозчиков на отдельных направлениях, регуляторы отрасли должны следить за тем, чтобы на рынке авиаперевозок работали добросовестные компании». Однако, замечает Дорофеев, в ближайшие годы власти вряд ли все это сделают. Так что остается только надеяться, что запрет на приобретение и эксплуатацию авиахлама поможет встряхнуть отрасль и привлечь в нее новые инвестиции.

Эксперт консалтинговой группы «НЭО Центр» Александр Кирин опасается, что всплеск интереса к состоянию авиаотрасли, случившийся после трагедии в Казани, скоро сойдет на нет - до следующей катастрофы. По его мнению, основная трудность на сегодняшний день - отсутствие систематического подхода к решению проблем российской авиации.

Анастасия Башкатова

04.12.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua