В погоне за инфляцией

На этой неделе бюджетная комиссия Правительства РФ должна рассмотреть предложения ведомств по изменению тарифов в 2009 - 2011 годах. И если тарифы на газ пересматривать не планируется, то на электроэнергию и железнодорожные перевозки они будут изменены в сторону повышения.

Глава Федеральной службы по тарифам (ФСТ) Сергей Новиков вчера на коллегии ведомства заявил о возможности увеличения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки с 1 июля. «Будет ли дополнительное решение правительства по повышению этих тарифов на 2008 год, я сказать не могу, - отметил г-н Новиков. - Но исключать такой возможности я бы не стал».

Конкретные показатели доиндексации пока обсуждаются, согласовываются оценки и предложения в этом отношении. По словам замглавы Минэкономразвития России Андрея Клепача, сейчас завершается проработка оценок, в том числе с точки зрения влияния на инфляцию и энергоёмкость экономики. Значительное повышение цен на электроэнергию - дело уже практически решённое. Как заявил на коллегии ФСТ вице-премьер Алексей Кудрин, для предотвращения диспропорции тарифов на этот товар между группами потребителей нужно будет пойти на более высокие темпы роста тарифов. Для конечных потребителей они могут вырасти на 20 - 23%.

В свою очередь ОАО «РЖД» ежегодно настаивает на том, чтобы тарифы на грузоперевозки росли быстрее. «С учётом того, что индекс потребительских цен на 2008 год увеличен с 7,7% до 12,1%, общее дополнительное влияние изменения макроэкономических показателей на увеличение эксплуатационных расходов РЖД в 2008 году оценивается в 67 млрд руб.», - заявил первый вице-президент компании Вадим Морозов.

Динамика роста тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в прошлом году была вдвое ниже роста тарифов в целом по транспорту. По словам г-на Морозова, тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в 2007 году выросли на 8% (тогда как в транспортной системе - на 16,7%). Это в 1,5 раза ниже инфляции (11,9%) и более чем втрое ниже прироста цен производителей промышленной продукции (25,1%).

Напомним, что год назад РЖД предлагали повысить тарифы в 2008 году в среднем на 13,5%, в 2009-м - на 9%, в 2010-м - на 6,5%. У Минэкономразвития на ближайшие два года были другие планы: 7% - в 2008 году и 6,8% - в 2009-м (на 2010 год планы совпадают). Такие прогнозы министерство утвердило в декабре 2006 года.

Впрочем, РЖД вряд ли добьются желаемого повышения тарифов, считает директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании «ФБК» Игорь Николаев. По его мнению, «у нас всегда идёт торг, компания просит заведомо больше, а рассчитывает на меньшее». «Вполне логично пересмотреть индексацию по тарифам, ведь та 11-процентная индексация, на которую согласилась компания в начале года, не перекрыла общий уровень инфляции, - прокомментировал ситуацию «Гудку» г-н Николаев. - Компания понимала, что инфляция по итогам года будет выше, чем сейчас, поэтому и заявляла на этот год 13,5%. Но на 12,5 - 13% она вполне может рассчитывать».

В этом году по решению правительства ФСТ уже внепланово повышала тарифы на грузовые железнодорожные перевозки с 1 апреля на 1%, и как раз с сегодняшнего дня изменения вступают в силу. Президент РЖД Владимир Якунин, комментируя повышение тарифов на грузовые перевозки с 1 апреля на 1%, пояснил, что такое решение было принято правительством для финансирования реализации компанией трёх проектов по строительству транспортной инфраструктуры, необходимой для подготовки и проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи. «Общий объём средств, который будет получен в результате этих мер в течение трёх лет, составит около 25 млрд руб.», - сказал он.

Галина Бочарова

01.04.2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua