В марте продажи машин достигли минимума за 15 лет. И это не дно

После двухмесячного роста в начале года, в марте украинский авторынок провалился. В первый месяц весны было реализовано всего 9 430 новых автомобилей - это на 51% меньше, чем в марте прошлого года и на треть мень ше чем в феврале этого года. По данным AUTO-Consulting это наихудший результат продаж с периода начала 2000-х годов. Плохая новость для автодилеров - рынок еще не достиг дна, очень плохая - у них нет подушки безопасности в виде запасов на складах и 2014 год переживут далеко не все.

Ситуация на рынке сейчас даже хуже, чем в кризисный 2009 год. Рынок резко обвалился с 640 000 проданных авто в 2008 году до 160 000 год спустя. Во время кризиса многие дилеры выжили за счет огромных запасов, (до 70 000 штук), которые распродавались практически весь год.

«Тогда в первые месяцы торможение было на 74-75%. Соответственно, дилеры могли продавать автомобили, привязанные к старым курсам почти год, - говорит гендиректор AUTO-Consulting, Олег Омельницкий. - Сейчас ситуация намного хуже - таких стоков нет и у многих уже закончились автомобили. Они вынуждены их импортировать, закладывая новый курс и пытаться продать автомобили по новым ценам».

Существенный спад продаж в марте не стал сюрпризом для автодилеров. «Падение было прогнозируемо. Если в феврале еще были большие запасы автомобилей, завезенных и растаможенных по курсу 8-9 грн. за доллар, то в марте их практически не осталось», - говорит директор департамента маркетинга и рекламы «НИКО Менеджмент» Ярослав Вовк. Потребители не готовы покупать автомобили стремительно подорожавшие на 25-30%.

Похожая ситуация и у остальных игроков рынка. Так, Ниссан Мотор Украина распродала последние машины по фиксированному курсу 7,99 в конце февраля. Благодаря чему она заняла второе место по объемам продаж в Украине. По новым ценам Nissan продается в 2,5 хуже и бренд опустился на седьмую строчку в рейтинге продаж (см. Таблицу 1).

Единственные кто выиграли от девальвации гривны - отечественные производители ЗАЗ (входит в состав корпорации УкрАвто, подконтрольной Тариэлу Васадзе. - ред.) и корпорации Богдан. За счет использования комплектующих отечественного производства, их продукция менее чувствительна к колебаниям курса. Так, Запорожский автозавод увеличил продажи на 58% (заняв 14% украинского рынка) и вернул себе лидерство, потеснив Geely (бренд входит в портфель группы компаний АИС, подконтрольна депутату от Партии Регионов, Дмитрию Святашу). Богдан увеличил продажи на 52% .

На фоне спада, в премиальном сегменте продолжается соперничество между брендами большой немецкой тройки. Если в январе-феврале безоговорочно лидировали Audi, то в марте буквально на «пятки» уже наступали Mercedes-Benz и BMW. Разница была в единицы машин. Но если дилеры Audi фиксировали спад реализации на 53% по сравнению с февралем, Mercedes-Benz - на 34%, то в BMW напротив смогли увеличить сбыт на 44%.

«Результат марта в премиум-сегменте не вызывает оптимизма, - говорит гендиректор компании АвтоКапитал (дистрибутор Mercedes-Benz в Украине), Ярослав Пригара. - К концу месяца нам удалось нарастить продажи и сработать лучше рынка. Считаю, что сегмент просядет в ближайшее время, но в целом, до конца года, я не вижу причин для панических настроений. Рынок опуститься, но не до такого уровня, чтобы посыпать голову пеплом».

С ним не согласен Олег Омельницкий, уверяющий, что рынок еще не достиг дна и будет дальше падать, а это чревато закрытием дилерских центров и как следствие - сокращением персонала.

«Падение в марте в два раза - это еще не предел, ведь в марте еще распродавались остатки авто с привязкой к курсу восемь за доллар. Новые цены и новые реалии - это ежемесячные продажи по 100-200 машин в месяц у многих импортеров, - говорит Омельницкий. - Основной обвал рынка еще впереди. И даже отмена утилсбора и снижение спецпошлин не сможет его сдержать», .

По словам эксперта, существующие дилерские сети рассчитаны на продажу намного большего числа автомобилей, поэтому, чтобы оптимизировать ресурсы, компании будут вынуждены проводить масштабные сокращения персонала, а часть дилеров будут работать с убытками многие месяцы.

«В обозримой перспективе улучшения не предвидится. Нет предпосылок для стабилизации авторынка. Ситуацию могло бы спасти государство. Но и закупки авто госструктурами в этом году также будут минимальны», - прогнозирует Олег Омельницкий.

Дилеры не столь категоричны. По прогнозам Пригары, ситуации хуже чем в 2009 года не будет, а объем рынка превысит 160 000 автомобилей. Ярослав Вовк, полагает, что рынок по итогам года потеряет 30% и достигнет отметки в 140 000 авто.

«Для восстановления автомобильного рынка необходима стабилизация курса гривны , либерализация законодательства (в частности, отмена утилизационного сбора), возобновление автокредитования (на данный момент оно практически отсутствует) и нормализация общественно-политической ситуации в стране», - говорит Ярослав Вовк.

Денис Кацило

03.04.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua