В Европу - за российским газом

Украина в очередной раз попытается договориться с РФ о поставках российского энергоресурса

Сегодня в Берлине запланирован очередной раунд трехсторонних переговоров Украины, России и Евросоюза с целью урегулирования «газового» вопроса. От их результатов зависит не только возобновление «Газпромом» поставок для «Нафтогаза» в осенне-зимний сезон, но и стабильный транзит российского энергоносителя в страны ЕС.

В правительстве Арсения Яценюка озвучили пессимистичные прогнозы в отношении перспектив сегодняшней встречи. Министр энергетики и угольной промышленности Юрий Продан заявил, что «российская сторона практически не хочет договариваться». Поэтому он считает маловероятным урегулирование ситуации, которая привела к остановке поставок российского газа в Украину 16 июня.

Жесткий сезон

Это произошло из-за спора «Газпрома» и «Нафтогаза» по поводу цены. С апреля российская монополия повысила стоимость топлива для Украины с $265 до $480 за 1000 куб. м. Но НАК отказался по ней оплачивать поставки, посчитав такое предложение завышенным и не отвечающим рыночной ситуации. Поэтому в июне «Газпром» перевел украинский госхолдинг на предоплату (это предусмотрено условиями действующего контракта между компаниями, подписанного в 2009 году на 10 лет).

Не признавая новую цену, «Нафтогаз» также отказался погашать образовавшуюся задолженность перед «Газпромом», которая, по последней оценке российского поставщика, достигла $5,3 млрд. Чтобы урегулировать спор, компании подали взаимные иски в Стокгольмский арбитраж. Впоследствии они были объединены в одно производство. По предварительным прогнозам премьер-министра Арсения Яценюка, судебное решение может быть вынесено через год.

Но уже сейчас, как отмечают в Кабмине, Украине не хватает для комфортного прохождения отопительного сезона 5 млрд. куб. м российского газа, несмотря на предпринятые попытки организовать альтернативные поставки топлива, закупаемого у европейских поставщиков. Также остаются недостаточно заполненными подземные хранилища газа (ПХГ), расположенные в западноукраинских областях. Поэтому существует риск возникновения проблем при транзите российского газа в ЕС и удовлетворении возрастающего спроса европейских потребителей в период зимних холодов.

С одной стороны, это должно беспокоить, прежде всего, «Газпром». Однако по условиям действующего контракта, именно «Нафтогаз» должен обеспечивать за свой счет закупки необходимых объемов газа для закачки в ПХГ, чтобы «Газпром» мог своевременно выполнять в зимнее время заявки своих контрагентов, которые обеспечивают монополии наибольшие валютные поступления.

«Мы со стороны «Газпрома» видим беспрецедентные шаги… Даже для европейских потребителей российский монополист снизил потребление газа ниже контрактных уровней, о чем мы уже получили подтверждение от двух европейских компаний. Я это веду к тому, что зима будет непростой с точки зрения газа, и мы ожидаем, что со стороны России будут применены наиболее жесткие меры. Мы ожидаем полного отключения даже транзитного потока газа в сторону Европы, что может повлиять на наши реверсные поставки. Сейчас сложно оценить, насколько», - пояснил предправления «Нафтогаза» Андрей Коболев.

Создавшиеся условия, по его словам, требуют от Украины жесткой экономии. «Иного варианта с точки зрения обеспечения газом сейчас нет… Вероятность того, что «Газпром» прекратит транзит газа через Украину, составляет 70%. Если это случится, мы останемся один на один с нашими проблемами и потреблением», - констатировал глава НАК.

Разумный компромисс

Риск прекращения транзита российского газа через Украину считают высоким и в Брюсселе. Поэтому Евросоюз также стремится повлиять на урегулирование ценового спора между «Газпромом» и «Нафтогазом». «Мы бы хотели прийти к промежуточному решению получить поставки газа от России по справедливой рыночной цене... Как внутри ЕС, так и за его пределами», - заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер.

Идея, по его словам, состоит в том, чтобы найти некое временное решение в газовом споре Украины и России, заключив контракт на определенные объемы газа, который должен быть поставлен «Газпромом» «Нафтогазу» по «промежуточной цене». Эта цена, по информации Forbes, составляет порядка $350-360 за 1000 куб. м. Эттингер отметил, что такое временное решение необходимо, чтобы стабильно пройти грядущий зимний период. Россия предлагает установить временную цену в $385 за 1000 куб. м на период рассмотрения взаимных исков «Газпрома» и «Нафтогаза» в Стокгольмском арбитраже.

Коболев считает инициативу Еврокомиссии «разумным компромиссом», но ее нюансы разглашать до берлинской встречи не стал. Не раскрыл подробностей и Продан. Он назвал предложение ЕК по газу «здравым и рациональным» и полагает, что оно могло бы обеспечить энергетическую безопасность Украины и ЕС.

Пессимистические ожидания

Чтобы подготовиться к зиме, «Нафтогаз» стремится нарастить поставки газа по реверсу из Европы и увеличить закачку в ПХГ. По данным словацкого оператора магистральных газопроводов Eustream, со стороны Словакии поставки топлива в Украину по маршруту Вояны - Ужгород (терминал «Велке Капушаны») 22 сентября достигли почти максимально возможных объемов - 27 млн. куб. м в сутки при проектной мощности газопровода 27,1 млн. куб. м в сутки. 23 сентября реверсный поток в Украину составил 26,9 млн. куб. м в сутки, тогда как ранее, в текущем месяце, эта величина не превышала 26,5 млн. куб. м.

Ежедневные потоки газа через терминал «Велке Капушаны», млн. куб.м/сут.

Источник: EUSTREAM, East European Gas Analysis

По оперативным данным ПАО «Укртрансгаз», Украина по состоянию на 23 сентября накопила в своих ПХГ 16,511 млрд. куб. м. газа. Согласно данным Ассоциации европейских операторов подземных газовых хранилищ (GSE), украинские ПХГ заполнены на 51,68%.

Андрей Коболев подчеркнул, что для комфортного прохождения зимы на начало октября в украинских подземных хранилищах должно быть 20 млрд. куб. м газа. Но очевидно, что Украина не успеет получить такой объем голубого топлива через реверсные поставки из Европы.

«Я исхожу из пессимистического сценария, что нам предстоит пережить холодную зиму. Это в среднем увеличивает расход топлива на 5 млрд. куб. м. Плюс мы не выходим на ожидаемые 10 млрд. кубов газа по году за счет реверса, максимум на 5-6 млрд. Вот вам еще дополнительный дефицит в 5 млрд. куб. м газа», - такие расчеты приводит Иван Плачков, глава набсовета «Киевэнерго», экс-министр топлива и энергетики.

Он также обращает внимание на специфику сложившейся ситуации: Украина, борясь с газовой зависимостью от России, сейчас оказалась в таких условиях, что для успешного прохождения зимы будет вынуждена закупать у северного соседа уголь, мазут и, возможно, даже импортировать электроэнергию - из-за боевых действий на Донбассе, которые парализовали экономику и промышленность региона. Парадокс в том, что при этом премьер Арсений Яценюк признает Россию агрессором, который аннексировал Крым и подпитывает вооруженное противостояние в Донецкой и Луганской областях.

Проблемы с транзитом российского газа в случае холодной зимы приведут к негативным последствиям для Европы, полагают аналитики Citigroup. Они опубликовали отчет, в котором говорится, что в случае ограничения поставок газа в Европу этой зимой запасы в регионе «будут достаточными при нормальных зимних условиях», «однако в случае серьезных холодов запасы газа будут исчерпаны». Сокращение транспортировки энергоносителя через территорию Украины, по оценке Citigroup, является «реально возможным», а неопределенность в отношении поставок из России поддерживает цены на долгосрочные газовые контракты.

Поэтому в нынешних условиях предпосылок для значительного снижения стоимости газа по контракту «Газпрома» и «Нафтогаза» нет. Арсений Яценюк утверждает, что Украина готова покупать его у России по рыночной цене. «Когда мы получим рыночную цену, мы будем по ней платить, но мы не собираемся субсидировать «Газпром». Мы готовы договариваться с Россией, но на рыночных условиях», - заявил он.

Однако премьер полагает, что российская сторона не заинтересована в восстановлении с Украиной рыночных отношений в газовом вопросе.

Светлана Долинчук

26.09.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua