Правительство выделило $400 млн. на проект российского самолета МС-21. По замыслу разработчиков, новый самолет должен стать прорывом российского авиастроения, который позволит увеличить долю российских самолетов на рынке гражданской авиации. Впрочем, коммерческий успех проекта под большим вопросом, отмечают эксперты.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о госгарантиях на инвестиционный проект «Ближнесреднемагистральный самолет МС-21».
Распоряжением предоставляются государственные гарантии на сумму до $400 млн. в обеспечение исполнения обязательств ОАО «Корпорация «Иркут» по кредиту, привлекаемому в ОАО «Сбербанк России» на сумму до $400 млн. и на срок до 10 лет в рамках генерального соглашения об открытии невозобновляемой рамочной кредитной линии на сумму более $1 млрд.», - говорится в сообщении на сайте правительства.
Общая стоимость проекта составляет $3,9 млрд. Решение было принято в рамках государственной поддержки инвестиционного проекта в сфере отечественного авиастроения.
В начале года Министерство промышленности и торговли включило проект самолета «Иркут МС-21» в список шести наиболее перспективных проектов в сфере гражданской авиации.
Ближнесреднемагистральный самолет «Иркут МС-21» является одним из немногих российских проектов в сфере гражданской авиации. Основными разработчиками нового самолета, на базе которого в перспективе планируется создать целое семейство ближнесреднемагистральных самолетов, являются ОКБ Яковлева и корпорация «Иркут». Самолет находится в разработке с 2008 года, а первый полет намечен на 2015 год. Начало производства и коммерческой эксплуатации намечено на 2020 год.
В рамках программы в настоящее время разрабатываются две версии самолета: МС-21-300 с вместимостью 160-211 мест и МС-21-200 вместимостью 130-176 мест - в зависимости от компоновки салона, следует из данных на сайте авиакорпорации.
«Разработка МС-21-300 уже завершена, сейчас идет производство бортов для летных и статических испытаний, - заявили «Газете.Ru» в «Иркуте», - по проекту МС-21-200 продолжается разработка документации». В 2015 году первые MC-21 для проведения испытаний будут построены, отметили в компании.
По планам «Иркута», на MC-21 можно будет установить два типа двигателей - американский Pratt & Whitney PW1400G, а также российский ПД-14.
Перспективный двигатель тягой 14 т, или ПД-14, - новый проект семейства гражданских турбовентиляторных двигателей с тягой на взлете от 9 до 18 т. Основным его разработчиком является ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК), входящая в «Ростех». Более мощные модификации ПД-14 (ПД-18Р) могут быть применены и для более тяжелых воздушных судов, таких как Ту-214, Ил-96-300 и Ил-96-400Т.
По данным «Иркута», максимальная дальность полета MC-21 в двухклассной компоновке будет составлять 6000 км. Этого запаса должно хватить на беспосадочный полет из Москвы в любую точку Европы, а также Северной Африки. Дальность полета позволяет рассчитывать и на беспосадочный перелет в Нью-Дели, а вот, например, до Владивостока МС-21 без дозаправки долететь не сможет, так же как и совершить трансатлантический перелет.
Доля комплектующих российского производства в лайнере МС-21 будет выше, чем в самолете Sukhoi Superjet 100. «Говоря об импортозамещении, мы системно работаем над тем, чтобы увеличить долю российских комплектующих там, где мы сегодня уже создали конкурентоспособные продукты. И, собственно, в программе МС-21, например, доля российских комплектующих, с учетом тех инвестиций, которые были сделаны в последнее время, несколько выше, чем в программе «Сухой Суперджет 100», - сказал президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян журналистам на авиасалоне в Фарнборо.
Сейчас ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 является чуть ли не единственным российским проектом гражданского самолета, дошедшим до стадии коммерческой эксплуатации. При этом некоторые детали лайнера, включая двигатели, разрабатывались и закупались у иностранных производителей авиатехники. В итоге доля импортных комплектующих в сборке составила более 60%. Другие проекты отечественных авиапроизводителей находятся только на стадии разработки.
Проект Ту-204МС - модернизированной версии среднемагистрального пассажирского самолета, разработанного еще в начале 1990-х в ОКБ Туполева, может так и не увидеть свет. В начале февраля Межгосударственный авиационный комитет (МАК) заявил, что рассматривает возможность остановки сертификата производства «в связи с вскрытым дефектом силовой конструкции стабилизатора на этих самолетах».
Впрочем, коммерческий успех проекта MC-21 остается под большим вопросом. «Если программа МС-21 завершится успешно и самолет поступит в серию, то его рынок все равно будет достаточно узкий, - отмечает «Газете.Ru» независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко, - то есть его будут брать или российские компании, получившие директиву «сверху», или иностранные перевозчики на условиях, от которых «невозможно отказаться». Поэтому вопрос поставок МС-21 иностранным перевозчикам будет решаться так же, как и в случае с SSJ-100, - либо ОАК будет предлагать сверхвыгодные условия, как это было с мексиканским авиаперевозчиком InterJet, либо самолеты будут предлагаться авиакомпаниям, которым лайнеры никто больше не продаст из-за их чрезвычайно низкой финансовой надежности, резюмирует эксперт.
Александр Орлов
28.08.2014 г.