В.Бездольный: Сейчас происходит самый настоящий дерибан лоцманской деятельности в Украине

Президент Ассоциации лоцманов Украины Виктор Бездольный выступил против дерибана лоцманской деятельности в Украине в интервью журналисту нашего издания. В данном интервью, нам удалось получить ответы на то, что же все-таки сейчас происходит в лоцманской сфере деятельности, и с чем связанны недавние акции протеста работников предприятия «Дельта-лоцман».

- В печатных и электронных СМИ тиражируется информация по проблемам организации лоцманской деятельности в Украине и в том числе показан протест работников «Дельта-лоцман» филиала государственного предприятия «Администрации морских портов Украины», с чем это связано?

В.Б.: Сегодня, сложилась такая ситуация, что есть недовольство лоцманского состава. Это недовольство имеет объективные и субъективные причины, а также причины чисто социального плана. По ним я готов сделать пояснение.

Во-первых. В соответствии с принятым законодательством Украины лоцманский вид деятельности уже не является исключительно монополией государства, однако эта отрасль включена в перечень специальных услуг. Также в соответствии с действующим законодательством субъекты, которые могут осуществлять специальные услуги, относятся к природным монополиям и их деятельность подлежит государственному регулированию. Следует отметить, что такие законодательные нормы действуют практически во всех морских странах Европы и мира. Такое регулирование лоцманской деятельности во всех морских державах является естественным, так как лоцманская специализированная услуга предоставляется судам разных флагов и собственности для обеспечения безопасность мореплавания, охраны окружающей природной среды и спасания человеческой жизни в водах Украины в соответствии с требованиями международных конвенций и законодательства Украины.

Во-вторых. Руководители «Дельта-лоцман», как компетентные и ответственные должностные лица единой государственной лоцманской службы Украины должны были знать об этих законодательных изменениях и международных нормах и стандартах. Также эти ответственные лица должны были предложить министерству механизм и проекты решения по приведению подзаконных актов в соответствие с требованиями действующего законодательства Украины и международными нормами. Национальные законодательные нормы по регулированию лоцманской деятельности вступили в силу еще в 2012 г., однако руководство «Дельта-лоцман» ничего не сделало в рамках своей компетенции и ответственности.

В-третьих. Руководство «Дельта-лоцман» получает большие зарплаты, о чем недавно заявил в СМИ даже министр инфраструктуры Владимир Омелян. К примеру, начальник отдела в структуре Администрации морских портов, куда входит филиал АМПУ ГП «Дельта-лоцман», получает зарплату в размере 200 и больше тыс. грн. в месяц, а морские лоцманы, которые действительно зарабатывают этот доход в сложных условиях и риском для жизни (в штормовых и ледовых условиях, густом тумане и т.д.) - понимают, что о них руководство «забывает». Конечно, эти люди будут недовольны. По факту акции протеста имеется заявление администрации «Дельта-лоцман», но там не указывается путь решения назревшей объективной проблемы.

- Почему руководители «Дельта-лоцман» не ищут решения этой проблемы?

В.Б.: Как я уже говорил проблема не в том, что «Дельта-лоцман» сегодня не выполняет свои обязанности. Организация лоцманского дела в этой структуре уже много лет назад отрегулирована и именно заслуга сегодняшних морских лоцманов в том, что в украинских водах нет аварий, которые ставят под сомнение функционирование государственной лоцманской службы. Проблема в сегодняшних руководителях, которые ничего не сделали для решения вопросов государственного регулирования функционирования лоцманских предприятий негосударственной формы собственности, как специальной услуги.

Эти руководители, наверное, так и не поняли, в чем была сила национальной лоцманской службы и что нужно сделать, чтобы сохранить данный вид деятельности в новых условиях для того чтобы не нанести урон государству, обществу и самим лоцманам. Для этого, надо знать специфику этой профессии и быть компетентными, выполняя функции руководителей «Дельта-лоцман».

- В чем специфика профессии морского лоцмана и какая вероятность потери этой профессии?

В.Б.: Лоцманы это, как правило, бывшие капитаны судов, которые в течение не менее пяти лет прошли тренажерную подготовку, научились и получили необходимый опыт и знания у опытных лоцманов. В течение этого длительного периода времени лоцманы получают поэтапный допуск к самостоятельной работе от простых проводок и малых судов до сложных проводок и больших судов с опасными грузами. Только пройдя такой длительный период подготовки, лоцманы могут самостоятельно предоставлять услуги с высокой гарантией безопасности проводки судов всех флагов, но только в своем районе лоцманской проводки.

Снижение социального пакета приводит к оттоку морских лоцманов на работу в судоходные компании, где они могут получать месячную зарплату от $5 до $10 тыс. и при этом питание и необходимое обмундирование предоставляются судоходными компаниями бесплатно. Лоцман работает в постоянной зоне риска и стресса так он выполняет свою работу именно в районах опасных для плавания судов. За возможные аварии, которые могут возникнуть по вине лоцмана, лоцманское предприятие несет ответственность в размере 10% от суммы лоцманского сбора за прошлый год. Эти суммы составляют миллионы долларов.

Потеря морских лоцманов, на подготовку которых ушло более пяти лет, и которых быстро не подготовишь, приводит к повышению риска для безопасного плавания судов в водах Украины, что в свою очередь приводит к повышению фрахтовых ставок и снижению конкурентной способности украинских портов по обработке экспортно-импортных и транзитных грузов. Руководство «Дельта-лоцман» должно было надлежащим образом предвидеть и решить все вопросы по сохранению лоцманских кадров, в том числе и социальных.

- Возможно, за этими людьми кто-то стоит, и эти акции имеют более глубокие причины?

В.Б.: Согласен, что социальная составляющая является только поводом для подобных акций. В свое время перед самым развалом СССР, лоцманы Украины бастовали, при этом все суда с пассажирами и скоропортящими и опасными грузами проводились в порты и из портов. Главной причиной той забастовки были не социальные требования, а требования по урегулированию лоцманской деятельности в соответствии с мировыми стандартами и нормами. Сейчас также стоит вопрос по дальнейшему урегулирования лоцманской деятельности. Однако первыми в дерибане государственного лоцманского пирога проявились некоторые частные компании, для которых профессия лоцман сравнимо с боцманом, которая также является уважаемой на флоте. Поэтому эти частные структуры, которые увидели, что раньше это была монополия государства, а сейчас, когда законодательство изменилось, многие решили, а почему бы мы, сегодня, к примеру «макаронная фабрика», не будем обеспечивать безопасность мореплаванья в водах Украины? Может в понимании «макаронной фабрики» в этом нет ничего плохого, но все же этой деятельностью должны заниматься компетентные организации.

Во всем мире имеются лоцманские предприятия негосударственной формы собственности, которые создаются самими лоцманами в лице объединения этих профессионалов - национальной Ассоциации лоцманов то есть людьми, которые действительно знают свое дело, и которые могут обеспечить качество обслуживания судов и безопасность их плавания в водах Украины.

Сегодня приватизировать головы лоцманов хотят те частные компании, которые имеют поддержку в коридорах власти. Это подтверждает их заявления, что за ними стоят высокие люди, а также их действия и методы, когда с помощью «кнута и пряника» они пытаются заполучить лоцманов в свои частные компании. При этом для них не существует международных норм и стандартов, а также мировой и европейской практики организации и функционирования лоцманских служб.

- Уточните, какие именно международные нормы и стандарты регулируют лоцманскую деятельность в мире.

В.Б.: Лоцманский вид деятельности является одним из видов обеспечения безопасности мореплавания. Действующая международная практика наработана многими десятилетиями и является результатом анализа многочисленных положительных и отрицательных фактов в сфере безопасности мореплавания и в том числе потерями жизни людей. В настоящее время лоцманская деятельность регулируется: конвенциями под эгидой ООН, конвенциями и резолюциями Международной морской организации, соглашениями и директивами Евросоюза, а также документами принятыми Международной ассоциацией морских лоцманов (IMPA) и Ассоциациями европейских морских лоцманов (EMPA). В частности, EMPA приняла Хартию европейских морских лоцманов, которая одобрена ЕС. В этом документе основными условиями создания лоцманских предприятий является: право самих лоцманов создавать лоцманские предприятия; не допущение конкуренции в этой деятельности, так это приводит к проблемам безопасности мореплавания. Международная группа потребителей (ISPO) приняла «Международный стандарт для морской лоцманской Организации» (также одобрен ЕС), где указывается о необходимости создания лоцманских организаций самими лоцманами, недопущения конкуренции в этом виде деятельности и равного доступа потребителей. Также следует подчеркнуть, что Лоцманские общества не должны иметь других видов деятельности кроме основного и единственного - обеспечение безопасной проводки судов, так как другие виды деятельности могут коммерчески довлеть над основным видом деятельности.

Таким образом, все решения международных институтов и ЕС направлены на создание общей политики и общих правил с целью надлежащего обеспечения безопасности судоходства и сохранения жизни человека на море.

- У нас в Украине, таких лоцманских организаций пока что нет?

В.Б.: Пока нет, но в царские времена существовали подобные объединения в виде Лоцманских обществ. В черноморском бассейне работали лоцманские Общества в Одесском, Николаевском, Керченском, Новороссийском и других регионах, как самостоятельные и компетентные субъекты. Эти лоцманские общества создавались самими лоцманами и были не государственной, а частной формой собственности, а государство осуществляло регулирование их деятельности и стоимости услуг. Государство также не допускало их банкротства, оказывало поддержку этим региональным объединениям, в том числе освобождало от налогов и наделяло им бесплатно земли и другую инфраструктуру. Таким образом, государство стимулировало развитие этих обществ и создавало условия для качественной и безопасной проводки судов. Эта практика имеет место во всем мире, так как согласно международным конвенциям, за безопасность прохода судов несет ответственность именно прибрежное государство.

Вы обратили внимание, что в этот бизнес почему-то не побежали крупные судоходные компании, которые ближе всех к проблемам безопасности мореплавания? Все потому, что они понимают, что специфика работы морского лоцмана связанна с безопасностью мореплавания, и этим должны заниматься компетентные организации, которыми во всех морских державах являются лоцманские общества.

- Где проходит раздел ответственности государства и лоцманских предприятий?

В.Б.: В этой сфере деятельности государство несет ответственность за установление таких национальных законов, подзаконных актов и правил, которые должны отвечать международным нормам. Также государство регулирует тарифную политику и осуществляет контроль по надлежащему исполнению лоцманскими организациями международных и национальных норм и стандартов. Лоцманские компании несут ответственность за качественно выполненные услуги и возможные аварии с судами и гибелью людей, а также за соответствие своей организационных структуры и функциональных обязанностей международным и национальным стандартам. Такое разграничение ответственности установлено в законодательстве всех морских государств. В законах Украины эта ответственность установлена, одна как я уже говорил, нормы по созданию и функционированию, а также другим видам государственного регламентирования деятельности негосударственных лоцманских предприятий не установлены.

- Каким образом можно успокоить самих лоцманов и особенно общественность в части того, что в украинских водах будут надлежащие безопасные условия мореплавания?

В.Б.: Я, как президент Ассоциации морских лоцманов Украины, имеющий опыт работы лоцманом более 10 лет, и мои коллеги предложили Министерству инфраструктуры Украины проекты документов по государственному регулированию деятельности негосударственных лоцманских предприятий. На основании нашего обращения, Мининфраструктуры приняло решение о создании Рабочей группы по обсуждению и окончательной выработке проектов нормативных документов касательно лоцманской деятельности в Украине. В состав рабочей группы вошли специалисты отрасли, Ассоциации лоцманов Украины (АЛУ), профильных институтов и других специалисты и эксперты. Есть надежда, что у этой рабочей группы не будет проблем с бюрократическим вмешательством чиновников и заинтересованных частных компаний, которые имеют своих лоббистов во власти. Результаты работы этой рабочей группы будут доведены до сведения лоцманов, общественности и переданы руководству транспортного ведомства для их утверждения и легализации. Только таким правовым путем можно решить эту проблему, и толь этот путь позволит лоцманам и нашему обществу по частям и крупицам создать правовое и цивилизованное государство. В блоках регулирования деятельности лоцманских предприятий предусмотрены и социальные гарантии, как это принято в международной практике. Реализация предложений АЛУ успокоит украинских морских лоцманов и общественность. Также АЛУ направило в министерство предложения по проведению других структурных изменений в транспортной сфере с учетом потребностей рынка, интересов государства и общества. Эти комплексные предложения также будут рассмотрены на заседании рабочей группы.

- «Дельта-лоцман» все еще остается госпредприятием, и какие действия предпринимает руководство «Дельта-лоцман»?

В.Б.: «Дельта-лоцман» является филиалом государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» и лоцманская проводка пока является государственным рынком. Однако странная ситуация сейчас происходит. Руководство этого предприятия как бы подыгрывает частным компаниям, чтобы работники переходили на службу некомпетентных частных предприятий. Примером «дерибана» государственной лоцманской службы является то, что одна компания при помощи руководства «Дельта-лоцман» организовано собирает лоцманов из разных регионов и убеждает их переходить к ним в частную компанию, при этом указывают пальцем вверх, что все вопросы решены и если лоцманы не перейдут, то завтра «Дельта-лоцман» уже не будет и они останутся без работы. На вопросы лоцманов, а кто учредители этой частной компании? - Гробовое молчание. Это методы и повторение «приватизации» девяностых годов.

Как вы знаете 2 декабря, был митинг, определенной группы лоцманов, которым уже заплатили и пообещали многое, и которые готовы работать в частной компании. И они уже готовы только за это стоять. Кто давал интервью среди пикетчиков? Николай Чекан, человек который никогда не был лоцманом и которому частник дает право работать без правил в сфере безопасности мореплавания! Все они думают только о том, как быстрее получить лоцманский доход. Поэтому государство должно упорядочить этот вопрос, и доверить это дело тем людям, которые компетентны в этом вопросе. К сожалению, руководство «Дельта-лоцман», как должностные лица этой государственной структуры, по этому вопросу занимает абсолютно не государственную позицию и своими действиями усугубляют ситуацию на госпредприятии, что также представляет угрозу для безопасности мореплавания в водах Украины, за которую они отвечают по уставу этого государственного предприятия и нормам закона.

- Может ли возникшая конкуренция среди лоцманских предприятий поспособствовать улучшению качества предприятий?

В.Б.: Нет. Об этом говорят международные нормы и мировая практика. По моему мнению, не может быть конкуренции в ключевых для государства сферах деятельности. Не может быть, к примеру, в одной стране конкурировать две армии, или две полиции. Обязанность морских лоцманов обеспечивать безопасность, а не конкурировать между собой. Как уже говорилось выше недопущение конкуренции в этом виде деятельности это норма не только в Европе, но и во всем мире. Если во всем мире 2х2=4, то у нас некоторые частные компании пытаются доказать, что 2х2=5.

- Сегодня, как вы сказали, «дерибан» лоцманского рынка в Украине также отражается во многих СМИ. Какое мнение у ваших коллег и морской общественности к этому вопросу?

В.Б.: АЛУ уже сделало свое официальное заявление в СМИ по вопросу дерибана лоцманской деятельности в Украине. Мы надеемся, что журналисты, которые пишут или показывают видео информацию по лоцманским вопросам, будут объективны и станут на сторону профессионалов и общественности, но не будут на стороне недобросовестных компаний, для которых прибыль затмевает здравый смысл, и их не интересует безопасность мореплавания в водах Украины, безопасность человеческой жизни и престиж Украины, как морской державы. Морская общественность понимает сложность и остроту этого вопроса и эти люди также понимают, что Украина не можем находится в «страусиной позиции», поскольку весь мир все равно увидит и адекватно оценит действия наших властей и других заинтересованных частных лиц.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2017

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua