В июле крупнейший игрок на отечественном рынке нефтепродуктов группа Приват столкнулась с дефицитом топлива. Приватовцы решили проблему за счет увеличения импорта нефтепродуктов из Беларуси. В августе будет традиционное сокращение поставок белорусского топлива в Украину, которое обычно компенсировалось «морским импортом», невозможным сейчас из-за оккупации Крыма. В то же время в августе значительно вырастет спрос на топливо из-за уборочной кампании, что может привести к полноценному дефициту топлива в стране.
ЛІГАБізнесІнформ разобралась, насколько велик риск масштабной нехватки топлива и роста цен.
Белорусский гамбит
Украина уже много лет зависит от импортного топлива - почти 80% бензина и дизтоплива экспортируется. Из шести нефтеперерабатывающих заводов в Украине работает только один - Кременчугский НПЗ (Укртатнафта), мощности которого загружены менее чем наполовину. Российские компании не поставляют нефть на этот завод из-за конфликта между акционерами - группой Приват и российской Татнефтью.
Половина всех ввозимых в Украину нефтепродуктов приходится на два белорусских завода - Новополоцкий и Мозырьский. В августе и сентябре оба завода по очереди остановятся на ремонтные работы и поставки белорусского бензина снизятся. «Пока неясно, будут ли в этот период поставки из Беларуси по украинским контрактам», -рассказал ЛІГАБізнесІнформ руководитель компании-нефтетрейдера.
В 2013-м Мозырьский НПЗ также останавливался на ремонт. «В прошлый раз нехватка мозырьских нефтепродуктов покрывалась благодаря наращиванию поставок морем, - говорит директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - Но после аннексии Крыма и Феодосийской перевалки, а также вследствие неопределенного статуса Херсонской нефтегавани (часть имущества арестована в рамках расследования против ВЕТЭК. - Ред.) морские поставки в Украину ограниченны».
Ситуацию усугубляют еще два фактора. Первый - это рост потребления топлива в самой Беларуси в связи с уборочной кампанией. «Запасы бензина на Мозырьском и Новополоцком НПЗ будут использованы в первую очередь для внутреннего рыка, а не для экспорта в Украину, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ менеджер одного из трейдеров на рынке. - А поставки в Украину по долгосрочным контрактам на август пока со стороны белорусских поставщиков не подтверждаются ни по бензину, ни по дизельному топливу».
Второй фактор - Россия. Дело в том, что и Мозырьский, и Новополоцкий НПЗ перерабатывают в основном российскую нефть и обязаны поставлять часть нефтепродуктов в Россию."По межправительственному соглашению Беларусь продает часть топлива в Россию, - объясняет Куюн, - и в последние месяцы мы наблюдаем стабильную тенденцию роста поставок с белорусских НПЗ на российский рынок, который ощущает дефицит топлива».
Другие маршруты
Чтобы избежать дефицита бензина в период уборочной кампании, украинские поставщики ищут альтернативные источники поставок. «Группа Континиум (принадлежит Игорю Еремееву) уже начала импортировать бензин А-92 из Израиля, - рассказал менеджер одного из нефтетрейдеров. - Нарастить поставки румынского топлива морским путем обещает компания РомПетрол, увеличились заявки на поставку бензина из Литвы с НПЗ Orlen Lietuva». «Мы ожидаем танкер с 15 000 тонн бензина из Румынии до 4 августа», - добавляет он.
Еще одно обстоятельство против дефицита - это снижение потребления бензина в Украине. В июне, по данным Госстата, продажи бензина упали на 21% - до 211 000 тонн (по сравнению с июнем 2013-го). Основные факторы - военные действия на Востоке и удорожание топлива из-за девальвации.
«Учитывая снижение продаж бензина, сложно оценить, каким может быть дефицит на рынке, - говорит Куюн. - С уверенностью можно сказать, что это может быть временное явление».
Евгений Головатюк
30.07.2014 г.