«ОАО «Лукойл» и австрийская компания AMIC Energy Management GmbH (AMIC) достигли принципиальной договоренности о продаже 100% участия «Лукойл-Украина», владеющего около 240 АЗС и шестью нефтебазами на территории Украины», - такой пресс-релиз появился 31 июля на официальном сайте нефтяной компании. Для участников топливного рынка новость об уходе Лукойла с Украины оказалось полной неожиданностью. На рынке не было ни слухов, ни намеков, что четвертый по размеру сети АЗС игрок введет переговоры о продаже. Чем вызван «аварийный» уход Лукойла из Украины и реальна ли объявленная сделка разбиралась ЛІГАБізнесІнформ.
Продать, чтобы остаться
Лукойл занимает в Украине 6% рынка розничных продаж в стране, больше только у сети АЗС группы Приват, компаний WOG и ОККО. Свое решение покинуть Украину компания объяснила так: «Продажа сети АЗС и нефтебаз в Украине компании AMIC позволит ЛУКОЙЛу оптимизировать структуру активов и систему управления сбытовой сетью в Восточной Европе», - приводятся в пресс-релизе слова вице-президент Лукойла Вадима Воробьева. Также в российской компании рассказывают, что переговоры были проведены по инициативе австрийской стороны
Подробностей сделки ни Лукойл, ни австрийцы не раскрывают. Из пресс-релиза можно понять, что австрийцы еще проводят проверку украинских активов и договор купли-продажи еще только готовится.
Еще больше вопросов, чем внезапность сделки, вызывает личность покупателя. «Приобретение Лукойл-Украина является стратегически важным шагом по усилению инвестиционного портфеля AMIC в Центральной и Восточной Европе», - приводятся в пресс-релизе слова управляющего директора AMIC Гюнтер Майер.
Согласно австрийскому реестру юридических лиц, AMIC Energy Management была зарегистрирована в Вене семь месяцев назад (22 октября) Уставной капитал компании 35 000 евро. Специализация компании - управление энергетическими активами.
У упоминавшегося директора AMIC Гюнтера Майера нет опыта работы в сфере сбыта нефтепродуктов, с 2006 по 2011 год он занимался в австрийском концерне OMV проектами по возобновляемой энергетике.
Владельцем AMIC Energy Management является еще одна австрийская компания - AMIC Energy Holding GmbH. Эта фирма создана всего на неделю раньше своей «дочки» (16 октября 2013).
AMIC Energy Holding принадлежит трем гражданам Австрии - Зернец Найнцу (10%), Клецль-Норберг Йоханнесу (50%) и Кунце Манфреду (40%).
Эти австрийцы также далеки от топливной розницы . Например, Кунце Манфред, скорее, финансист - он старший партнер австрийской Servithink Unternehmensberatung, занимающейся предоставлением услуг по управлению активам. До 2012 года он работал в московской компании Alpinex Asset Management, которая специализируется на управлении паевыми и инвестфондами.
«Лукойл просто пытается обезопасить свой бизнес в Украине в нынешних условиях, - говорит заместитель директора научно-технического центра Психея Геннадий Рябцев. - Российские компании могут ущемляться в Украине из-за вооруженного конфликта с Россией, а австрийская прописка даст определенные гарантии неприкосновенности бизнеса».
Популярная в социальных сетях версия продажи Лукойлом украинских АЗС - сработал бойкот российских товаров и сеть ушла в минус. Это не так. «Продажи в сети Лукойла упали в этом году на 20%, это сопоставимо с общим сокращением потребления нефтепродуктов в Украине, - говорит директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - К примеру, продажи в сети АЗС ТНК (принадлежит Роснефти - Ред.) сократились за полгода на 54%».
До последнего времени Лукойл продолжала инвестировать в развитие своей сети в Украине. До 2017 компания планировала вложить около $100 млн. в модернизацию существующих и приобретение новых АЗС. «Прошлый год стал одним из самых успешных для Лукойла в сегменте оптовой торговли топливом в Украине, - говорит директор консалтинговой компании А-95 Сергей Куюн. - Очень сложно поверить, что на Западе нашелся инвестор, который решил вкладывать деньги в страну, где идет война».
Если продажа
Впрочем, полностью исключать продажу Лукойлом бизнеса в Украине нельзя. Основной владелец компании Вагит Алекперов сказал, что западные санкции против российского бизнеса затрудняет доступ к капиталу и подталкивают компании сосредотачиваться на российских проектах. «Лукойл рассматривает возможность продажи части активов в Восточной Европе, чтобы сосредоточиться на российских проектах», - передает Reuters слова Алекперова.
Например, в апреле, после аннексии Крыма, российская компания избавилась от своей сети АЗС на полуострове, опасаясь санкций со стороны ЕС. Компании есть чего опасаться - заправки Лукойл есть в 24 европейских странах.
Если продажа реальна, то AMIC скорее всего «промежуточное звено» в сделке, а реальный покупатель хорошо знаком с украинским топливным бизнесом. «В Украину новый игрок сейчас вряд ли придет, чтобы работать на украинском рынке, нужно знать его изнутри, - говорит аналитик консалтинговой фирмы А-95 Александр Сиренко. - Так поступали и Shell и ТНК-ВР, когда покупали АЗС в Украине. Поэтому если сделка состоится, то покупателем будет тот, кто уже владеет подобным бизнесом в Украине».
Покупателю придется выложить немало средств, чтобы приобрести сеть АЗС Лукойла. «Многие комплексы компании последние два за последние два года были модернизированы, - напоминает Сиренко. - Поэтому розничный бизнес Лукойла можно смело оценить в приблизительно $250 млн., из расчета $1 млн. за одну станцию».
Евгений Головатюк
1.08.2014 г.