Urals ставит рекорд

Российский эталон нефти Urals на этой неделе продается дороже североморского эталона Brent, хотя обычно дешевле на несколько долларов. Наценка достигла рекордной отметки 0,90 доллара за баррель. Главная причина в том, что Россия перенаправляет экспортные потоки нефти из Европы в Азию, указывают эксперты.

На этой неделе российский эталон нефти Urals продается дороже североморского эталона Brent. Наценка достигла рекордной отметки 0,90 доллара за баррель. Традиционно российская нефть в Европе стоит дешевле Brent.

«Когда Сечин рассказывал о плане перенаправления нефтяных потоков в Китай, он сказал, что это приведет к подорожанию Urals в Европе»

Президент России Владимир Путин еще в 2005 году требовал от министров объяснений, почему Urals стоит на 5-6 долларов за баррель дешевле европейского эталона Brent. Отраслевые эксперты тогда советовали Путину в первую очередь обратить внимание на качество Urals, которое намного ниже Brent.

Между тем в последние два года разница между двумя эталонами составляет уже 2-3 доллара, а периодически российская нефть котируется выше Brent.

Эксперты называют много причин роста цен на Urals. Удорожанию российской нефти способствует бум добычи сланцевой нефти в США, создавший на мировом рынке избыток низкосернистых сортов, подобных Brent. С другой стороны, предложение более тяжелых сортов с повышенным содержанием серы, подобных Urals, сократилось за счет снижения экспорта из Ирана и Ирака, передает Reuters.

Рост нефтепереработки в России также помогает повышению цен на Urals, особенно летом, когда на дорогах становится больше автомобилей и обычно повышается загрузка НПЗ. Так, в первом полугодии объемы переработки нефти в России увеличились на 2% до 132,5 млн. тонн.

Однако главная причина подорожания Urals - рост российских поставок в Азию, который американская аналитическая компания ESAI Energy сравнила с основанием Санкт-Петербурга как «окна в Европу». Это означает двойную победу для президента Владимира Путина, считают эксперты Reuters.

«Режим Путина негласно отходит от амбиций «энергетической сверхдержавы» в пользу приобретения стабильных рынков сбыта энергоносителей. Среди последствий - переключение России с запада на восток и укрепление оси Китай - Россия», - говорится в отчете ESAI Energy.

За последние пять лет российский нефтяной экспорт в Китай и на тихоокеанское побережье увеличился до 750 тыс. баррелей в сутки практически с нуля, или до 17% всего объема экспорта и может удвоиться в течение пяти лет, прогнозирует аналитическая компания Eurasia.

«Поскольку Международное энергетическое агентство предсказывает рост спроса на нефть в Китае с 10 млн. баррелей в сутки в этом году до 12 млн. к 2020 году, решение России, крупнейшего в мире производителя нефти, резко развернуть экспорт на восток вполне оправданно», - говорится в отчете Eurasia.

Экспорт нефти в Китай резко увеличился благодаря тому, что Москва заключила ряд выгодных сделок по поставкам нефти в Китай по новому нефтепроводу Восточная Сибирь - Тихий океан. И это только начало.

В июне Роснефть и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали долгосрочное соглашение по поставкам нефти в Китай. Президент России Владимир Путин оценил сумму контрактов в 60 млрд. долларов. По некоторым данным, за 25 лет Россия может поставить в Поднебесную в общей сложности 800 млн. тонн нефти.

Уже в ближайшие пять лет Китай может стать крупнейшим импортером российской нефти, подсчитали эксперты Bloomberg. Хотя сейчас по этому показателю КНР занимает только четвертую позицию, импортируя 400 тыс. баррелей в сутки. А крупнейшим импортером российской нефти пока является Германия, которая в 2011 году закупала по 700 тыс. баррелей нефти в сутки.

Больше всех страдает Европа, которой стало не хватать российской сырой нефти - поставки в этом году сократились до 10-летнего минимума - 2,1 млн. баррелей в сутки. Тогда как обычно Россия продавала в Европу порядка 3,5 млн. баррелей в сутки.

Самое плохое, что повышение цены Urals на один доллар по отношению к Brent увеличивает расходы европейских НПЗ на 1,2 млрд. долларов в год. Высокие цены на нефть сорта Urals привели к тому, что такие нефтеперерабатывающие компании Европы, как Hellenic Petroleum из Греции, Repsol из Испании, Galp из Португалии, испытывают трудности, поскольку они вложили большие средства в модернизацию переработки как раз для такого типа нефти.

За последние 10 лет европейские нефтепереработчики уже закрыли более десятка НПЗ и планируют новые закрытия из-за удручающего состояния экономики и низкого спроса.

Но хуже всего придется в будущем нефтеперерабатывающим заводам из Восточной Европы: Neste Oil из Финляндии, PKN Orlen из Чехии и MOL из Венгрии, которые получают большие объемы нефти из России. Многие из них пытаются подстраховаться, заключая сделки с поставщиками. К примеру, PKN подписала соглашение с Роснефтью на 7 млрд. долларов на поставки нефти по нефтепроводу «Дружба» до июня 2016 года. Объем поставок - до 8 млн. тонн.

Компания Eurasia задается вопросом, сможет ли добыча на восточносибирских месторождениях расти достаточно быстро для обеспечения спроса в Азии и не придется ли отбирать дополнительные объемы у Европы. В ESAI считают, что поворот России на восток может стать необратимым.

Впрочем, российская нефть поступает в Азию не только из Восточной Сибири, но и с таких месторождений, как Ванкор, которые могут снабжать как Азию, так и Европу.

Человеком, объяснившим Кремлю выгоды от переориентации нефтяных потоков, мог быть глава Роснефти Игорь Сечин. «Когда Сечин рассказывал о плане перенаправления нефтяных потоков в Китай, он сказал, что это приведет к подорожанию Urals в Европе», - говорит российский источник в отрасли. Представитель Роснефти согласился, что ей выгоден рост цены Urals, но не прокомментировал мнение Сечина.

Между тем европейских чиновников уже беспокоит энергобезопасность поставок нефти в Европу в связи с введением Транснефтью второй очереди нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО-2). Эта труба позволить удвоить поставки нефти в порт Козьмино до 30 млн. тонн в год, а в перспективе отвлечет на восток свыше 80 млн. тонн нефти (почти треть российского экспорта). В начале года стало известно, что ЕК даже вызывала Транснефть к себе с просьбой рассказать об этих проектах поподробней.

«Технически вторая очередь ВСТО не может сорвать поставки нефти в Европу, так как нефть поступает из разных месторождений. Однако с запуском нефтепровода у некоторых сибирских поставщиков появляется выбор, куда поставить нефть - на восток или на запад, что и беспокоит ЕК», - говорит старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Агибалов.

Ольга Самофалова

12.07.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua