Умереть нельзя выжить. Можно ли спасти украинский автопром

Текущий год может стать худшим для украинского автопрома за последние 15 лет. Девять отечественных автозаводов в августе все вместе смогли выпустить чуть больше 400 автомобилей и автобусов - это в 16 раз меньше, чем в кризисном 2009 году. За исключением АвтоКрАЗа, все украинские автозаводы практически полностью остановились.

Сумеет ли украинский автопром пережить самый трудный год и что может его спасти?

Рекордное падение

По данным ассоциации Укравтопром, в январе-августе 2014 года в Украине произвели 24 816 транспортных средств, что на 14,7% меньше, чем за тот же период 2013-го. Относительно небольшое отставание от показателей 2013 года объясняется неплохими темпами производства в первом полугодии. Провал случился в июле (-89%), а уже в августе автопром фактически стал. Было выпущено всего 436 автомобилей, что в 13 раз меньше, чем в августе прошлого года. Производство самого массового сегмента - легковых автомобилей - и вовсе упало в 28 раз.

avto.jpg

Некогда крупнейшее автопредприятие Украины, ЗАЗ (входит в состав корпорации УкрАвто Тариэла Васадзе) выпустил в августе всего 33 автомобиля. В прошлом году такое количество машин сходило с конвейера в Запорожье за полдня. Чуть лучше обстоят дела у Еврокара (собирает автомобили Skoda на заводе в Закарпатской области. - Ред.): за август сделали 157 автомобилей. Это на порядок меньше, чем годом ранее. Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), принадлежащий бизнесменам Дмитрию Святашу и Василию Полякову, вовсе закрыл производство Geely и SsangYong, посчитав, что выгоднее их импортировать.

Также остановила производство легковых автомобилей корпорация Богдан. Завод выпустил несколько десятков автобусов, в основном под госзаказ для Нацгвардии.

Лучше всех дела у производителя большегрузных автомобилей - АвтоКрАЗа (входит в группу Финансы и Кредит Константина Жеваго). Несмотря на потерю российского рынка, который занимал около 60% в структуре продаж предприятия, завод с февраля наращивает динамику производства. Одна из причин - военный госзаказ на несколько сотен грузовых и спецавтомобилей для армии. На предприятии прогнозируют, что по итогам 2014 года выпуск КрАЗов увеличится на 22,5% - до 1200 единиц.

Не до машин

Главные причины обвала автопроизводства - экономический спад и девальвация гривни. «Аннексия Крыма уменьшила наш рынок сбыта. Боевые действия на Донбассе оказывают мощное давление на потребительские настроения. В результате спрос на машины за период январь-август уменьшился более чем в два раза», - говорит глава ассоциации Укравтопром Михаил Резник.

Еще одна причина - потеря рынков сбыта. По словам директора по маркетингу Группы компаний АИС Сергея Боровика, основной для Украины экспортный рынок - РФ - закрыт введенным там утилизационным сбором. Внутренний рынок обвалился на 70%, и в ближайшее время падение будет продолжаться.

«Дополнительно к этому в начале года украинские автопроизводители лишились господдержки: отменены те небольшие защитные механизмы (в виде спецпошлины и утилизационного сбора, акциза на переоборудование б/у авто из грузовых в пассажирские), которые положительно влияли на работу автозаводов. Сегодня импортировать машины выгоднее, чем производить, а катастрофическое снижение емкости рынка только усугубляет экономику внутреннего производства», - поясняет Боровик.

По словам руководителя проектов Advanter Group Алексея Юзвяка, масштаб падения неприятно удивил даже пессимистов. По его подсчетам, такого падения продаж автомобилей премиум-сегмента на рынке еще не было. «Во времена кризиса 2008-2010 годов продажи в этом сегменте «проседали» на 10-15%, сейчас же наблюдается падение на уровне 60-70%. Ситуация в бюджетном сегменте автомобилей (в котором сконцентрированы модели украинского автопрома) еще более тяжелая в условиях девальвации гривни, падения реальных доходов населения и сокращения кредитных программ банков (в связи с ограниченной ликвидностью)», - говорит аналитик.

Тяжелый случай

Украинский автопром скорее мертв, чем жив, - ставит диагноз гендиректор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий. «Кроме АвтоКрАЗа, сейчас далеко идущих перспектив нет ни у одного завода. Банкротство - это фактическое состояние большинства заводов. Если автозавод выпускает считаные единицы авто за последние несколько месяцев, при минимально рентабельном объеме 20 000 в год он банкрот».

avto 1.jpg

Говоря о возможном банкротстве украинских автопроизводителей, старший аналитик инвесткомпании Арт Капитал Алексей Андрейченко отмечает, что в наиболее сложном положении находятся предприятия корпорации Богдан. Все зависит от того, есть ли альтернативные источники доходов и насколько высока долговая нагрузка. Богдан Моторс - первый на вылет с его долгами свыше 3 млрд. грн. Банкротство неизбежно, если рынок легковых автомобилей в скором времени не восстановится, а заказы на автобусы иссякнут. Будут искать решение с кредиторами, возможен обмен долга на долю в акционерном капитале, но чтобы согласиться на такую реструктуризацию, банкам необходимо видеть перспективу, которая сейчас более чем туманна.

«Немного улучшает ситуацию то, что у всех отечественных автопроизводителей есть направление бизнеса, которое занимается импортом и продажей машин. Атолл Холдинг - Еврокар, АИС - КраСЗ, Укравто - ЗАЗ, Богдан-Авто Холдинг - Богдан Моторс. Возможно кросс-субсидирование собственниками убыточного производства», - рассказывает Андрейченко.

Адаптируйся или умирай

Юзвяк считает: чтобы остаться на плаву, украинскому автопрому придется кардинально поменять модель работы. В первую очередь искать замену российскому рынку, выход на который будет существенно ограничен. По его мнению, необходимо рассматривать комплекс вариантов: от простого экспорта, крупноузловой сборки до экспорта технологий и лицензий (для спецтехники и грузовых автомобилей). С ним соглашается Омельницкий. «Убытки, отсутствие экспорта, падение внутреннего рынка, отсутствие доступного автокредитования, а главное - у государства развитие автопрома не приоритет, - отмечает эксперт. - Его даже не включили в число приоритетных в правительственный законопроект 5079, содержащий изменения в Налоговый кодекс. Не вижу, за счет чего могло бы возродиться производство».

По мнению Юзвяка, автомагнатам не следует надеяться на государство. «Я бы посоветовал искать новые ниши и концентрировать усилия именно на них. Например, строительная или коммунальная спецтехника. Ведь если говорить откровенно, то у легковых автомобилей украинского производства нет позитивного имиджа, к ним нет никакого доверия. Можно, конечно, это исправлять, а вот нужно ли - вопрос», - говорит эксперт.

Краткосрочный рецепт от банкротства - госзакупки на военные цели и борьба с импортом из стран, подозреваемых в демпинге. «Пока только так, потому что на адресную помощь автопроизводителям в бюджете нет денег, а инвестор в Украину не придет, пока не будет мира и стабильности», - считает Андрейченко.

Чем дальше, тем страшнее

Август не последний месяц, когда выпуск автомобилей исчислялся десятками. По данным Михаила Резника, складских запасов автомобилей, имеющихся у производителей, хватит до весны, и до их распродажи никто не будет наращивать сборку. В АИС утверждают, что при месячном объеме рынка в 5000 автомобилей автозаводам нет смысла работать и они не будут возобновлять производство как минимум до конца года.

«В текущих условиях будет выпускаться в пределах 400-500 автотранспортных средств до конца года с целью выйти на 26 600 по итогам 2014-го (-47% г/г). В случае устойчивого перемирия к концу года производство может выйти на 3000-4000, а общий результат может достигнуть 32 000», - прогнозирует Андрейченко.

Запорожский завод с 15 октября уходит на каникулы, которые продлятся минимум три месяца. «Основное производство перейдет в «спящий» режим, но ЗАЗ будет продолжать делать машинокомплекты для GM Египет и экспорта автомобилей в Узбекистан и Беларусь. Завод будет работать на минимальной мощности. Надеемся, что через три месяца экономическое падение в Украине прекратится и завод сможет работать более активно», - рассказали в пресс-службе УкрАвто.

Денис Кацило

25.09.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua