Украина перестала стрелять подарками вместо военных ракет

На протяжении длительного периода независимости мирные ракетнокосмические достижения нашей страны выглядели как награда США и РФ за послушание политиков в деле военного разоружения. После произошедших в 2005-2008 годах внешних и внутренних кризисов такой пацифизм в подходах к развитию украинского ракетостроения начал исчезать. Появилось четкое деление ракетной промышленности на формально вполне мирную космическую подотрасль и не менее формальное военное ракетостроение с «нигде и никогда не воевавшей» продукцией.

Волею в первую очередь украинских, а не иностранных политиков вышло так, что украинская армия вплоть до середины 2000-х годов была лишена права владеть высокоточным оружием, и более того, по весьма невнятным причинам не имела прав на ракетные неядерные силы сдерживания. Немотивированные ограничения на протяжении первого десятилетия украинской независимости занижали в жизни и развитии страны роль вооруженных сил. Вместо армии как выразителя интересов обороны создавшийся вакуум в управлении ОПК заполнили скоропалительно образовавшиеся региональные финансовые группы, представители которых часто вообще не имели никаких военных профессий. Такие перекосы первого десятилетия независимости породили уникальный синдром пацифизма. В отличие от Европы, очень богатой на периодические всплески миролюбия, в украинской современной политике присутствие всякого рода «паци» формально не фиксировалось. Но явно проявлялось в различных ситуациях - от войны в Приднестровье, грохотавшей на границах Украины в начале 1990-х, до шока, полученного в период украинскороссийского Тузлинского кризиса 2003 года.

Первый ощутимый удар по украинскому пацифизму нанесли внутренние катаклизмы 2005 года, которые более чем предметно показали роль армии в создании как внутренних, так и внешних политических балансов. А окончательно антивоенный синдром пошатнули вхождение Румынии в НАТО, кризис острова Змеиный и агрессия РФ против Грузии в 2008 году. Эти события показали, что есть проблемы, которые, кроме армии, в Украине сбалансировать некому. Нельзя сказать, что в стране после этого уменьшилось число политиков и просто публики, готовой сразу сдаваться в плен, и желательно за деньги. Но отказ от синдрома пацифизма на государственном уровне все же состоялся, и именно на указанный временной отрезок - 2003-2008 годы - пришелся пик разработки технологий, которые оказались финансово доступны украинскому оборонному ракетостроению.

Первыми по времени из наиболее известных разработок стали артиллерийские противотанковые управляемые ракетные снаряды (ПТУРСы) «Комбат», взятые на вооружение украинской армией в 2006 году. В 2007-м внешним покупателям были презентованы многофункциональные авиационные противотанковые ракеты «Альта». Далее, в 2011-м, на вооружение армии пришли новые артиллерийские ПТУРС «Стугна». Чуть раньше успешно началось производство противотанкового комплекса для оснащения бронетехники «Барьер». В эти же годы увидела свет еще одна ракетная новинка - переносной украинскобелорусский ПТРК «Скиф», который поступил на вооружение армий Украины, Беларуси, Азербайджана и Грузии. Последним по времени в ряду новинок стал принятый на вооружение в 2013 году управляемый артиллерийский ракетный снаряд «Квитнык», предназначенный, судя по всему, для дислоцированных в Крыму крупнокалиберных гаубиц береговой обороны.

У всех этих разработок есть неплохие экспортные перспективы. Все они изначально разрабатывались не для продажи другим государствам, а для украинских ВВС и Ракетных войск и артиллерии. А, как известно, на экспорт выгоднее продавать то, что уже находится на вооружении собственной армии и регулярно удачно поражает цель. Лучшим спросом пользуется только техника, которая смогла пройти успешное боевое крещение в зарубежных конфликтах. Так что изменение пацифистских настроений в самой Украине пошло на пользу производителям и разработчикам.

В отличие от армейского сегмента оборонное ракетостроение Украины в 2003-2013 годах показало более скромные успехи. Речь идет о переоснащении ракетных сил ПВО, военноморского флота и ракетном оснащении береговой обороны. Последним событием стало состоявшееся в 2007-2008 годах продление проектного срока эксплуатации ракет российских противокорабельных комплексов «Термит» и комплекса ПВО С-300П. Если же говорить о собственных разработках в сфере ПВО и ПРО, еще недавно главной гордостью оборонного сегмента ракетной промышленности являлось решение о начале разработки и производства нескольких сотен многофункциональных ракетных комплексов «Сапсан». Но буквально месяц назад министр обороны Павел Лебедев заявил, что министерство отказалось от разработки этого проекта. Мол, государство за пять лет потратило на него 200 с лишним миллионов грн., но не увидело даже проектной документации. Зато, по словам Лебедева, уже разработан альтернативный проект ракетного комплекса с лучшими характеристиками, чем «Сапсан». Что это за разработка, пока не известно. Но в начале лета разработчики заявили, что один из проектов - предшественников «Сапсана» («Гром»), возможно, будет продан зарубежному покупателю. Видимо, за экспортные деньги и планируется разрабатывать новый комплекс.

Ситуация, сложившаяся вокруг «Сапсана», отчетливо демонстрирует негативный аспект разделения управления государственными активами в ракетостроении - предприятия ракетнокосмического сектора подчинены Государственному космическому агентству, в то время как заводы армейского ракетостроения с 2010 года были переданы концерну «Укроборонпром». Это разделение привело к тому, что финансовые потоки тоже оказались в разных руках. Соответственно, армейское ракетостроение, которое только начало набирать портфель заказов на недавно разработанную и полностью собственную продукцию с минимумом зарубежных комплектующих, оказалось без должного финансирования. В то же время портфель заказов гражданского ракетнокосмического машиностроения, формируемый как минимум пятью масштабными международными программами, основан на ранее разработанной и давно обкатанной технике. По отдельным образцам она несет в себе критическое множество российских комплектующих. Таких важных, как двигатели различных ступеней ракет, как в случае с украинским космическим ракетоносителем «Зенит». Но именно этот уязвимый сегмент получает львиную долю доходов.

Большинство гражданских программ служат основой формирования двусторонних отношений между Украиной и рядом государств. Это, прежде всего, вышедшие на стадию запусков в 2013 году украинскоамериканская программа «Антарес» и украинскоевропейская «Вега», а также перспективная украинскобразильская программа «Циклон-4» и российскоукраинские программы «Морской старт» и «Наземный старт». Благодаря этим программам гражданский кластер украинского ракетостроения в 2012 году показал сравнительно большой годовой прирост - 5%. Он принес Украине $312 миллионов дохода от экспорта авиаракетной продукции, средств связи и услуг двойного назначения.

По разрозненным сведениям, гораздо меньшие доходы принесло в минувшем году военное ракетостроение. Официальные данные по этому сегменту не распространяются, но, по оценкам специалистов, экспорт артиллерийскоракетных вооружений, боеприпасов, а также услуг по ремонту и обучению военного персонала вряд ли составил более $100-150 млн.

То есть к 22-му году независимости получилось так, что намного большим оказался размах многосторонних ракетнокосмических программ, многие из которых расцвели в период тотального разоружения Украины от военных ракетносителей. Однако со сменой приоритетов появился шанс, что и военное ракетостроение займет не последнюю роль в украинском экспорте. Главное, снова не сменить ориентиры.

Андрей Старостин

20.08.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua