Украина переоценит газ

Рынок торговли сжиженным газом Украины живет по правилам правительственного постановления №599, появившегося еще в 2000 году. Одним из ключевых пунктов этого положения является обязанность государственных компаний - «Укргаздобычи» и «Укрнафты» - выставлять сжиженный газ собственного производства на специализированные аукционы. Цена ресурса на этих конкурсах всегда искусственно занижалась государством, но такой подход имел свое объяснение.

Газ на спецаукционах продавался региональным газоснабжающим компаниям (гор- и облгазам) с целью его последующей перепродажи населению. У производителей автогаза этот факт особого возмущения не вызывал, так как, во-первых, потребности населения в пропан-бутане составляли скромные 35 тыс. т в год (10% от общего объема производства газа в стране). А во-вторых, компенсацией этого социального вида бизнеса для «Укрнафты» и «Укргаздобычи» были свободные коммерческие торги, на которых по рыночной цене сбывалась основная часть сжиженного газа. Но в 2011 году в правила торговли были внесены коррективы, вследствие чего на спецаукционах стало сбываться 100% производимого в стране пропан-бутана. Для ресурсовладельцев это нововведение оказалось финансовой трагедией, поскольку сбыт своего товара они осуществляли по фиксированной цене в 2130 грн. за тонну, вчетверо ниже коммерческой. На таких условиях рынок работал последние три года, обогащая близкие к власти коммерческие структуры. Но сейчас появился шанс изменить правила игры: в конце прошлой недели Министерство энергетики и угольной промышленности заявило о подготовке изменений в порядок проведения аукционов по продаже сжиженного газа. Первым делом ведомство Юрия Продана предлагает изменить подход к формированию стартовой цены на сжиженный газ, выставляемый на спецаукционах. Так, если сейчас цена на него соответствует цене реализации на предыдущих торгах, то уже скоро вместо этого правила появится формула. Она будет состоять из трех основных составляющих (средней цены прошлогодних спецаукционов, коэффициента изменения цены на природный газ для населения, инфляции), которые практически гарантируют ее постоянный рост. Способствовать реализации автогаза по коммерческой цене будет и тот факт, что продавцы газа смогут самостоятельно выбирать биржу для проведения торгов, тогда как раньше площадка навязывалась им Министерством энергетики, отбиравшим биржи на конкурсах. Таким образом, на выходе «Укрнафта» и «Укргаздобыча» могут претендовать на многократный рост доходов от продаж пропан-бутана собственного производства.

По подсчетам «k:», на продаже автогаза по заниженной цене ежегодно госкомпании теряли до 2,5 млрд. грн. Но эти оптимистичные ожидания легко может нивелировать планируемое сохранение ряда старых условий. Одно из них - возможность продавать через спецаукционы практически неограниченное количество энергоресурса. Для этого покупатели автогаза должны обратиться с дополнительными заявками на выкуп ресурса, а производители, в свою очередь, откорректировать план объемов продаж государственного автогаза. Правда, если продажа пропан-бутана на спецаукционах заинтересует самих ресурсовладельцев, то они также вправе требовать выкупа у них излишков газа. Что сейчас особо актуально: несколько недель спецаукционы не проводятся, поскольку аккредитованная для этого Первая независимая биржа фактически прекратила работу, и на складах основных производителей энергоресурса скопилась критическая масса сжиженного газа. Выходом из этой ситуации может быть только его экстренная продажа (или остановка производства), ведь, например, на заводах «Укргаздобычи» можно хранить только 3,5 тысячи тонн сжиженного газа, тогда как производство этого топлива на предприятии превышает 15 тыс. т в месяц. Впрочем, продавая газ в неограниченных объемах через спецаукцион, можно, как и прежде, искусственно занижать его стоимость. Хотя для того, чтобы исключить такую возможность, было достаточно ввести элементарные ограничители (например, формировать объемы ресурса, необходимые для продажи на спецторгах, по абонентским базам облгазов).

А в нынешнем виде готовящиеся изменения в правила торговли энергоресурсами больше напоминают не сворачивание серых схем, а их модернизацию. Радует только то, что довольны этим будут все кураторы торгового процесса, ведь ожидается, что состав аукционного комитета, играющего ключевую роль в определении победителя торгов, претерпит косметические изменения: в него, как и прежде, будут входить представители Минэкономразвития, Минэнергоугля и НАК «Нафтогаз Украины».

Дмитрий Рясной

01.04.2013 г0




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua