По итогам 2013 года Украина снова заняла 13 место среди европейских стран по продажам автомобилей. Об этом сообщает AUTO-Consulting на основании данных Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA).
ACEA измеряет рынки стран Европейского союза и Европейской ассоциации свободной торговли. Ни в одно объединение Украина пока не входит, поэтому в данных ACEA не представлена. Но объем украинского рынка известен - за год он сократился на 7,4% до 201,5 тыс. автомобилей. Это сравнимо с сокращением рынка Италии и Финляндии (см. таблицу ниже). Общий объем рынка Европы (без Украины), по данным ACEA, уменьшился не так сильно - на 1,8%, до 12,3 млн. автомобилей. Зато он сокращается уже шестой год подряд, в то время как украинский еще в 2012 году рос.
По мнению аналитиков, именно многолетний спад европейских продаж позволил Украине сохранить свои позиции. «Никакой заслуги государства в этом нет - просто в большинстве стран ЕС также был зафиксирован спад продаж», - поясняют в информационно-аналитической группе AUTO-Consulting.»
Основными факторами, мешающими Украине сделать рывок на фоне стагнации в Европе, как и в прошлые годы остаются отсутствие государственной стратегии развития автомобильного сектора, общее негативное состояния экономики и как следствие низкая покупательская способность населения, считают эксперты. К примеру, введение в 2013 году в Украине спецпошлины на иномарки и утилизационного сбора стимулировало продажи отечественных автопроизводителей, но сильно ударило по позициям импортеров, которые вынуждены были поднять цены на ввозимые автомобили.
Впрочем, Украина имеет значительный потенциал роста: в среднем в нашей стране на тысячу человек приходится всего 187 автомобилей. Для сравнения, в США - 800 автомобилей, Европе - около 600. Согласно концепции госпрограммы развития легкового автомобилестроения, принятой правительством Украины на прошлой неделе, к 2020 году объем украинского авторынка должен составить порядка 800 тыс новых автомобилей.
Если Кабмину удастся реализовать свои планы, Украина станет шестым авторынком по объемам продаж в Европе. Украинские автопроизводители полагают, что это вполне реальные прогнозы. Но только при условии поддержки отрасли со стороны государсвта, возобновления кредитования, стабильной гривны и улучшения ситуации в экономике страны. К тому же Украина уже занимала седьмое место по автопродажам в рекордном 2008 году, когда на нашем рынке было реализовано 623 тыс новых автомобилей.
Однако импортеры к этим прогнозам относятся скептически: к 2020 году, при условии господдержки автоотрасли, объем рынка составит максимум 300 тыс. новых легковых автомобилей, утверждает гендиректор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. Это позволит только сохранить текущие позици в рейтинге европейских стран.
Если говорить о краткосрочной перспективе, по прогнозу Магали Моро, директора по маркетингу Пежо Украина, в 2014 году объем украинского авторынка вырастит примерно на 15% - до 215 тыс. В Рено Украина прогнозируют, что рынок повторит результат 2013 года или прибавит несколько процентов. В таком случае Украина может опустится на 15 позицию в рейтинге продаж европейских стран. «Нашими конкурентами в 2013 году были рынки Дании и Чехии. И судя по динамике и условиям на рынке, эти страны вполне могут опередить Украину в 2014 году», - прогнозируют в AUTO-Consulting.
Рейтинг европейских стран по-продажам новых легковых автомобилей в 2013 г.
Место, 2013 г. |
Место, 2012 г. |
Страна |
Продано в 2013 г., тыс. ед. |
Продано в 2012 г., тыс. ед. |
Годовой рост продаж |
1 |
1 |
Германия |
2 952 |
3 083 |
-4,2% |
2 |
2 |
Россия |
2 777 |
2 935 |
-5,4% |
3 |
3 |
Великобритания |
2 265 |
2 045 |
10,8% |
4 |
4 |
Франция |
1 790 |
1 899 |
-5,7% |
5 |
5 |
Италия |
1 303 |
1 403 |
-7,1% |
6 |
6 |
Испания |
723 |
700 |
3,3% |
7 |
8 |
Бельгия |
486 |
487 |
-0,1% |
8 |
7 |
Нидерланды |
417 |
502 |
-17% |
9 |
9 |
Австрия |
319 |
336 |
-5,1% |
10 |
10 |
Швейцария |
308 |
328 |
-6,2% |
11 |
12 |
Польша |
290 |
273 |
6,3% |
12 |
11 |
Швеция |
270 |
280 |
-3,7% |
13 |
13 |
Украина |
202 |
218 |
-7,4% |
14 |
15 |
Дания |
182 |
171 |
6,7% |
15 |
14 |
Чехия |
165 |
174 |
-5,3% |
16 |
16 |
Норвегия |
142 |
138 |
3% |
17 |
18 |
Португалия |
106 |
95 |
11,1% |
18 |
17 |
Финляндия |
104 |
111 |
-7% |
19 |
19 |
Ирландия |
74 |
80 |
-6,6% |
20 |
20 |
Словакия |
66 |
69 |
-4,7% |
21 |
22 |
Греция |
58 |
59 |
0,4% |
22 |
21 |
Румыния |
58 |
66 |
-13,1% |
23 |
23 |
Венгрия |
56 |
53 |
5,8% |
24 |
25 |
Словения |
51 |
49 |
4,6% |
25 |
24 |
Люксембург |
47 |
50 |
-7,5% |
26 |
27 |
Эстония |
20 |
17 |
12,9% |
27 |
26 |
Болгария |
19 |
19 |
-0,3% |
28 |
28 |
Литва |
12 |
12 |
-0,1% |
29 |
30 |
Латвия |
11 |
11 |
-0,3% |
30 |
31 |
Исландия |
7 |
8 |
-8,3% |
31 |
29 |
Кипр |
7 |
11 |
-35,2% |
|
|
Общее количество |
15 287 |
15 681 |
-2,5% |
данные AUTO-Consulting и ACEA
Денис Кацило
27.01.2014 г.