Украина дождалась собственных скоростных поездов

«Укрзализныця» запускает в эксплуатацию скоростные поезда отечественного производства, выпущенные на Крюковском вагоностроительном заводе (КВСЗ), г. Кременчуг, Полтавская обл.) Об этом сообщил на брифинге министр инфраструктуры Максим Бурбак. «Наконец-то, после того как они два года стояли и государство не удосуживалось их купить, поручение правительства выполнено. Мы заключили договор, и на следующей неделе новые поезда поедут в первый рейс, - заявил министр. По его словам, составы уже сертифицированы и полностью готовы к использованию.

Еще в марте прошлого года Кабмин поручил «Укрзализныце» закупить до 2015-го четыре электропоезда производства КВСЗ. За все это время оно не было выполнено из-за проблем с финансированием, хоть два поезда стояли готовыми в цехах завода еще с 2012 года. Тогда предприятие рассчитывало принять участие в программе поставок скоростных межрегиональных поездов под потребности чемпионата Европы по футболу. Но правительство предпочло обеспечивать Евро-2012 корейским подвижным составом Hyundai.

Крюковский завод не участвовал в тендере: по словам Приходько, его условия были прописаны так, что исключали возможность присутствия единственного в Украине производителя пассажирских поездов. Сегодня железнодорожники объясняют, что главной задачей тогда было выпустить поезда в очень сжатые сроки, чтобы успеть к началу приема гостей. КВСЗ просто не успел бы произвести 10 поездов, которые были необходимы для покрытия основных направлений скоростного движения между городами-хозяевами чемпионата.

Правда, государство тогда сделало формальный шаг навстречу отечественному предприятию. В сентябре 2012-го Кабмин принял постановление, согласно которому КВСЗ попал в госпрограмму развития внутреннего производства и должен был получить 767 млн. грн. на создание линейки межрегиональных двухсистемных электропоездов. Эти деньги до завода так и не дошли. По словам Приходько, создание поезда - от разработки проектной документации до сборки и испытаний - завод полностью выполнял за собственные средства.

Заказ от «Укрзализныци» для Крюковского завода придется как нельзя кстати. За январь-май производство грузовых вагонов резко сократилось - до 626 штук, или на 79%. За этот же период не было выпущено ни одного пассажирского вагона.

Подвижной состав, который на днях поступит в Украинскую железнодорожную скоростную компанию (УЗШК), - двухсистемные скоростные девятивагонные электропоезда ЭКр1. Поезд рассчитан на максимальную скорость 200 км/час и имеет пассажировместимость 609 человек. Стоимость его на момент завершения производства - 200 млн. грн. с НДС. Поезда Hyundai HRCS2, которые эксплуатирует УЖСК, имеют также по девять вагонов, вмещают 579 пассажиров и обошлись железной дороге примерно в $29 млн. за единицу (без учета НДС и сервисного контракта). На Крюковском заводе посчитали, что с учетом НДС и сервисной части контракта каждый корейский поезд обошелся государству более чем на $10 млн. дороже, чем если бы закупка была осуществлена на КВСЗ.

О насущных планах относительно нового подвижного состава и общей ситуации с эксплуатацией скоростных поездов Forbes поговорил с директором УЗШК Леонидом Лобойко.

- Министр Максим Бурбак сообщил, что «Укрзализныця» запускает в эксплуатацию два новых поезда производства Крюковского вагонзавода. Они уже поступили в распоряжение УЖСК?

- Сегодня этот процесс еще на стадии закрепления договорных отношений с КВСЗ, как только он завершится - поезда сразу поступят к нам. Но все формальности уже практически закончены, мы поезда испытали, обкатали, теперь их знаем и умеем обращаться.

- После этих испытаний как вы оцениваете отечественные поезда в сравнении с корейскими фирмы Hyundai?

- Нужно понимать, что это два разных поезда. Корейские - на распределенной тяге, украинские - на локомотивной. Это значит, что подход к их эксплуатации и стоимость обслуживания будут отличаться. Но могу точно сказать: по таким важным параметрам, как комфорт и безопасность для пассажира, они идентичны и отвечают самым высоким требованиям.

- Какие поезда будут дороже/дешевле в обслуживании, где будет ниже себестоимость поездки?

- Пока мы не приступили к их эксплуатации, сказать сложно. Но мы договорились с поставщиком о полном гарантийном обслуживании, там условия будут абсолютно те же, что и с корейцами.

- Какое количество крюковских поездов вам как оператору еще понадобится в ближайшее время? Есть планы по дополнительной закупке какого-то количества подвижного состава?

- В принципе, на сегодняшний день наши потребности почти закрыты: нам достаточно тех поездов, что есть. Ситуация может поменяться, когда будут решены проблемы на Востоке. Или устранены другие объективные факторы - например, подготовлены необходимые для скоростного движения участки инфраструктуры. У нас есть утвержденная программа развития скоростного движения, вот согласно ей и будем двигаться вперед.

- В ней, кажется, большое значение уделялось развитию транспортных коридоров Москва - Киев, Москва - Харьков. Думаете, эти планы останутся актуальными?

- Конечно, нужно будет их корректировать в соответствии с пассажирским спросом. Мы стараемся чутко на него реагировать, один из примеров: новый скоростной поезд Киев - Трускавец.

- Каковы его первые результаты?

- Неплохие, последние поезда уходят с заполняемостью 300 человек. Это позволяет практически выйти на рентабельность по этому маршруту.

- Согласно озвученным ранее результатам, только некоторые из скоростных поездов выходят на окупаемость. Какова ситуация сейчас?

- Тут нужно уточнить, о чем мы говорим. У нас нет каких-то больших убытков от этих поездов, но есть лизинговые платежи по ним. Без учета этих платежей сегодня все поезда являются рентабельными. Но главное, что мы видим рост по всем направлениям.

vagon.jpg

В вагоне нового поезда

- Стоимость, по которой закуплены крюковские поезда, также не поменялась в сравнении с называемой раньше?

- Нет. Нужно отдать должное нашим партнерам: несмотря на сложную экономическую ситуацию и скачок курса доллара, они оставили цену двухгодичной давности - будет заплачено 400 млн. грн.н за два поезда, по 200 млн. за единицу. Вероятно, схема тоже будет лизинговая.

- Новые поезда будут использоваться только на маршруте Киев - Львов, как сказал Максим Бурбак? Какие еще перспективные направления есть для них?

- В ближайшее время у нас планируется новое скоростное направление Киев - Одесса. Думаю, уже в июне-июле мы сможем предложить пассажирам этот маршрут. Предварительно так решено, как министр озвучил: крюковский на Львов, на Одессу Hyundai. Но, вероятно, мы будем их менять по маятниковому принципу.

- До какого времени планируете завершить все формальности и получить отечественные поезда?

- Предварительно до 19-20 июня.

- Как сейчас обстоят дела с возвратом на линию Hyundai, которые были временно отстранены от эксплуатации?

- Мы движемся четко по графику, согласованному с корейским специалистами. Шесть поездов уже возвращены на маршруты, седьмой входит в строй буквально в эту субботу. Остается еще три поезда, они вернутся до 1 декабря.

- Как сказалась эта проблема на ваших финансовых результатах?

- Конечно, два месяца простоя мы не могли не почувствовать. Но есть надежда, что, если сохранится тот рост, который наметился - выйдем на тот же результат, что и в 2013-м.

Екатерина Гребеник

17.06.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2019

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua