«Авиакомпаниям, несмотря на общее падение количества авиаперевозок на 17% в первом квартале (в связи с банкротством «Аеросвіту» - объясняют специалисты), до конца года все же удалось выполнить план на 100%. По итогам года аэропорты показали рост на 7,3%», - сообщил председатель Государственной авиационной службы Украины Анатолий Колесник.
Среди основных достижений 2013 года - переведение Украины в первую категорию рейтинга FAA (ФАА - Федеральной авиационной администрации США) относительно безопасности перелетов. Как результат - теперь отечественные перевозчики могут расширить географию полетов и открыть регулярные рейсы в США без ограничений частот. «Мы долго и настойчиво шли к этой цели и получили признание. Кроме перевода во вторую категорию в 2005 году, нашим компаниям был ограничен доступ к перелетам в США. Фактически летать в эту часть света могла лишь одна компания. Теперь эти ограничения сняты. Сейчас мы работаем с авиационным руководством США относительно подписания соглашения «Открытое небо», которое снимет все ограничения», - отметил Колесник.
Также в прошлом году было парафировано Соглашение об общем авиационном пространстве (ОАП) с Евросоюзом и подписан Протокол консультаций, что позволяет в дальнейшем ввести европейские стандарты в украинскую авиационную отрасль, сообщили в Госавиаслужбе.
Также в мае 2013 года был принят новый закон, согласно которому был разрешен ввоз в Украину авиационного этилового бензина. «Вся малая авиация Европы летает на этиловом бензине, а у нас был запрет. Поэтому самолеты работали на бензине, который не соответствовал конструктивным и техническим требованиям авиационных двигателей. Я считаю, что это большой вклад в обеспечение безопасности полетов», - объяснил Колесник. Он также отметил, что теперь в Украине на этиловом горючем работает более сотни самолетов.
В целом на международных направлениях украинские авиакомпании в прошлом году перевезли около 7 миллионов пассажиров, что на 1,1% больше, чем в 2012 году. Перелеты внутри страны, напротив, сократились на 5,9%. Однако закрывать существующие региональные аэропорты не нужно, убеждает глава Госавиаслужбы. Ведь, по его словам, в Украине есть все предпосылки для увеличения пассажиропотока, вместе с тем многое зависит от экономической ситуации. «Нет пассажиров, и пока не будет экономического роста - никто не полетит. Возможно, соглашение об общем авиационном пространстве с ЕС изменит ситуацию», - говорит Колесник. По его мнению, стимулом для увеличения внутреннего пассажиропотока может стать отмена НДС для внутренних перевозок. «Если у нас получится с НДС - думаю, это будет хорошим стимулом для увеличения внутреннего пассажиропотока», - добавил он.
Что касается прогнозов на 2014 год, то Анатолий Колесник отмечает, что авиационная отрасль продемонстрирует рост. С начала года украинские аэропорты уже увеличили пассажиропоток на 15% по сравнению с январем 2013 года. Кроме того, в 2014 году в Госавиаслужбе намерены подписать ряд договоренностей. 14 марта на заседании Совета министров Евросоюза планируется подписание соглашения о едином авиационном пространстве с ЕС, которое было парафировано в конце ноября 2013 года. «Если будет подписано соглашение 14 марта - то мы будем работать над нормативными документами. Необходимо будет принять 84 регуляции, из которых вытекает еще 400 нормативных документов», - сообщил Колесник. Глава Госавиаслужбы отмечает, что в случае подписания соглашения регуляции и нормативные документы придется принимать в ускоренном режиме. «И мы сейчас предложили Минюсту и правительству, что нужно выходить на упрощенный режим по принятию этих документов, иначе эта задача растянется на долгие годы», - отметил он. Ограничение на полеты между Украиной и ЕС, по прогнозам Колесника, будет снято на начало летней навигации 2015 года.
Кроме того, к подписанию готовится еще три документа. Это Меморандум о взаимопонимании - новые рабочие договоренности с EASA (Европейское агентство по безопасности полетов), сближение сертификационных базисов ЕС и Украины, а также новое соглашение относительно проверок SAFA (Проверка безопасности полетов). «Это когда наши судна проверяются в Европе, а мы проверяем европейские судна», - объяснил Анатолий Колесник суть последнего соглашения. Теперь коэффициент SAFA составляет 0,92. Для сравнения - в 2013 году коэффициент составлял 1,11.
В целом Колесник прогнозирует, что в течение этого года состоится рост пассажиропотока от 10%. «Но это по аэропортам. По авиакомпаниям - сложнее. Хотя на фоне прошлого года рост может быть и больше», - заметил он.
Комментарий.
Артур Винюков-Прощенко, доцент кафедры логистики и организации перевозок Национального авиационного университета:
- Я думаю, что будет продолжаться спад внутреннего рынка, потому что в Украине нет адекватных воздушных суден. Единственная компания, у которой они есть, - это «ЮТэйр». У них есть турбовинтовые самолеты - наиболее адекватный вид воздушных суден, которые должны использоваться на внутреннем рынке Украины. Экономическое положение государства сейчас действительно не самое лучшее, и потому ожидать роста вряд ли стоит.
Что касается международных авиаперевозок, то мне кажется, что темпы роста более 5-7% не достигнут. Опять же, по экономическим причинам. Да и то, что у иностранных авиаперевозчиков возникают сложности с нашими некоторыми аэропортами. И пока эти преграды не будут устранены, большого наплыва международных авиаперевозчиков не стоит ожидать.
Документы, которые уже подписаны и будут подписаны относительно открытия неба - в целом необходимы. Ничего нестандартного не происходит. Все идет по правильному пути. Только хотелось бы отметить, что немножко поздно. Но все же, лучше позже, чем никогда. Открытие неба стимулирует развитие, но нужно дать ответ на вопрос, адекватно ли сейчас время для развития и увеличения пассажиропотока? Ведь и украинская экономика не в наилучшем состоянии, тем более, есть большая конкуренция со стороны Турции. Во-вторых - агрессивная политика европейских компаний - таких, как Wizz Air. Они сейчас активно двигаются в сторону российского рынка. Если раньше большое внимание уделялось украинскому рынку, так как российский был закрыт, то теперь все наоборот. Идут переговоры с Россией, и она немного открывает доступ иностранным компаниям к своему рынку. Мне кажется, что уже прошло время, когда можно было подхватить какую-то волну и ожидать резкого роста пассажиропотоков.
Также нужно решить вопрос относительно стоимости обслуживания авиабизнеса. В Украине оно дорогое для иностранных перевозчиков, что тоже является сдерживающим фактором на пути к нашему рынку. А сказать, что те компании, которые выходят на него, будут существенными игроками, достигнут существенного скачка в авиаперевозках, я не могу.
Мария Юзыч
31.01.2014 г.