Южмаш: РФ очень тяжело отказаться от наших комплектующих

Гендиректор Южмаша Сергей Войт о работе над проектом «Космическое такси» и взаимоотношениях с РФ

Генеральный директор днепропетровского Южмаша Сергей Войт в кулуарах международного аэрокосмического форума, который проходит в эти дни в Киеве, рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ о проекте с американцами, сотрудничестве с Россией и перспективах создания аэрокосмической долины Киев - Харьков - Днепр.

- Во время своего выступления вы упомянули, что американцы отказались от сотрудничества с россиянами по доставке грузов на МКС. И сказали, что обратились к правительству США и NASA, чтобы КБ Южное и Южмаш включили в разработку этой программы. О чем шла речь?

- NASA сейчас разрабатывает свой грузовой корабль, который будет доставлять грузы на МКС, и мы бы хотели в этом участвовать. Наши предприятия смогут принести пользу программе и удовлетворить все требования NASA, которые нам известны. К тому же у нас есть опыт работы с американской технической документацией.

Это и рабочие места, это и новые контракты на сотни миллионов долларов для КБ Южное и Южмаша. Мы уже направили соответствующие письма в правительство США, которое сейчас рассматривает этот вопрос.

- Что именно вы предлагаете американцам?

- Разработку некоторых узлов, фрагментов ракетоносителей, ступеней, двигателей, корпусные детали. Это те компоненты, которые мы можем сегодня делать не хуже, чем американцы. Мы уже участвуем в производстве ракеты-носителя Антарес. Есть ракета SpaceX, которая дешевле, но это не значит, что мы не можем сделать дешевле. Можем. Но на это надо время. Не может разработка, изготовление и внедрение ракеты проходить за три-четыре дня. На это нужно три-пять лет.

- Кто у вас основные конкуренты на этом рынке?

- Россия, Франция. Самые главные конкуренты сами американцы. Там очень много компаний работает в этой сфере. Но мы надеемся, что победим.

- За счет чего?

- Интеллекта нашего конструкторского бюро и трудоспособности. Мы делаем лучшие в мире ракеты своего класса.

- В каких американских проектах вы задействованы?

- Мы сотрудничаем с компанией Orbital по проекту Антарес. Сейчас на стадии заключения новых контрактов на дальнейшие пуски, которые они будут производить по системе доставки грузов на МКС. Планируем начать их реализацию уже в этом году.

- Сейчас грузы на МКС доставляются на российских ракетоносителях? Южмаш задействован в этих проектах?

- Да, доставляет Россия, и уже летает ракета SpaceX. Конкретно мы не участвуем. Там есть комплектующие и узлы харьковского Хартрона и киевского Киевприбора, Коммунара. На «Союзе» устанавливаются украинские системы управления.

России будет тяжело отказаться от этих компонентов. Они смогут их сделать, но на это нужны годы.

- То есть Россия не сможет выпускать ракеты, в случае если Украина прекратит поставки?

- Комплектующие в ракетной технике делаются с запасом - на пять-шесть лет. То есть они могут еще свободно работать два-три года. Но за это время им надо наладить производство у себя.

- Как политические отношения Украины и России отразились на кооперации бизнеса? Контракты действуют?

- Да. По указу президента Украины сотрудничество по проектам «мирного космоса» разрешено. Мы по ним и работаем. Все военные проекты запрещены. Товары двойного назначения мы не выпускаем.

- Сколько процентов в структуре вашего производства занимают проекты «мирного космоса»?

- 90%. Все остальное - непрофильные виды деятельности: сельское хозяйство, транспорт и т.д.

- Какие проекты, в рамках «мирного космоса» вы реализуете сегодня с РФ?

- Морской старт, Наземный старт - это комплекс Зенит.

- На какие объемы производства выйдет Южмаш в этом году?

- Пока не могу сказать. У нас есть контракты, которые мы не можем разглашать.

- Государство выделило в этом году на развитие аэрокосмической отрасли только 10 млн. грн. К примеру, Индия тратит на космос $1,2 млрд. в год, Россия - около $5 млрд. Понятно, что в нашем бюджете нет таких денег. Но все-таки, сколько нужно средств, чтобы Украина не выпала из списка стран, имеющих космическую отрасль?

- Я могу говорить только за наш завод. У нас есть программа развития, которая передана в правительство. На первые три года нам нужно 1,5-2 млрд. грн.

- Сегодня говорили о необходимости создания в Украине так называемой аэрокосмической долины в треугольнике Киев - Харьков - Днепропетровск, где сконцентрируется весь отечественный передовой опыт аэрокосмических разработок. Вы верите в реальность этой идеи?

- Это вопрос далекого будущего. За два-три года ее создать нереально. Плюс на это необходимы большие финансовые затраты. У нас все есть, кроме денег.

- Как присоединение Украины к зоне свободной торговли с ЕС отразится на работе отрасли?

- Повлияет. Всю свою историю мы не могли развиваться в этом направлении. Вся деятельность была направлена на сотрудничество с Россией. Сегодня будет очень тяжело и затратно адаптироваться к европейским стандартам. Поясню. При конструировании космического корабля или ракеты нужно проводить испытания. Мы брали деталь, к примеру, в России и не имеем права взять ее на другом заводе. Если мы будем переходить на западные мерки, мы должны все испытывать заново. А это огромные деньги.

- Санкции по отношению к России сказались на вашей работе?

- Да, затронули. Подробнее не могу говорить без цифр.

Денис Кацило

26.09.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua