Уже в апреле будет жарко

Ситуация на рынке нефтепродуктов Украины остается напряженной. Главный дестабилизирующий фактор - валютная волатильность.

Оптовый, а за ним и розничный рынок отреагировали на ослабление доллара в начале марта до 9,3 грн. ощутимым снижением цен, еще раз показав прямую связь топливного рынка с валютным. Однако уже к концу этой же декады, когда на межбанке курс доллара приблизился к 10,5 грн., данная зависимость была продемонстрирована снова: цены пошли вверх.

В то же время ключевым вопросом марта остается скорее не ценовая, а ресурсная ситуация.

По оперативным данным, импорт дизельного топлива в Украину в первой декаде марта 2014 г. снизился вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - с 112,9 тыс. т до 65,4 тыс. При этом импорт бензина остался на прошлогоднем уровне и составил около 50 тыс. т.

«Сегодня мы предпочитаем снизить закупки до минимума, риски очень высоки», - говорит один из трейдеров. Правда, есть и другая категория поставщиков, которые крайне успешно монетизируют риски и благодаря которым на рынке остается хоть какое-то предложение. Это подчеркивает тот факт, что цены на автомобильные партии нефтепродуктов сегодня практически превышают розничные.

Внутренние факторы порождают дестабилизацию внешних. Как показывает опрос «Консалтинговой группы А-95», в марте фактически остановлены поставки топлива из России. Политическая версия здесь пока не нашла подтверждения.

«Поставки с других направлений сегодня выгоднее, российское топливо «не проходит», - рассказывает источник на рынке, не развивая тему призрака возможного эмбарго, витающего на рынке.

Как сообщалось ранее, учитывая валютную нестабильность и срыв контрактов из-за ограничительных мер Нацбанка по доступу к валюте (постановление №49 от 6 февраля 2014 г.), ряд крупных экспортеров перешли на полную предоплату, притом по ту сторону границы. Так поступили «Орлен Летува» и «Белорусская нефтяная компания». Аналогичное решение приняла также «Роснефть» при торговле белорусским топливом, чем поначалу спровоцировала волну слухов о негласном прекращении отгрузок в Украину.

«Мы страхуемся, как и все остальные, но мы продаем топливо на границе украинским компаниям без ограничений», - рассказал источник в компании «РН-Украина». Очевидно также и то, что участившиеся разговоры с использованием слова «экспроприация» также не способствуют поставкам дополнительных объемов нефтепродуктов в Украину.

Другим сюрпризом с белоруской стороны стало повышение цен на топливо Мозырского НПЗ. Так, если раньше уровень цен на дизтопливо этого производителя был равен уровню котировки на Балтике, то с 7 марта белорусы установили премию 30-45 долл./т. Та же участь постигла и бензины. Это привело к отказу украинских трейдеров от приобретения мозырского ДТ и внесло свой вклад в дестабилизацию поставок в середине марта. Спустя несколько дней белорусы ситуацию отыграли, но осадок, как говорится, остался.

Было ли это попыткой воспользоваться моментом? Неизвестно. Есть и более прозаичные версии, что, мол, кто-то не разобрался в ситуации. Как бы там ни было, пока все вернулось на круги своя, хотя объемы поставок из Беларуси остаются низкими. «Платят украинцы из рук вон плохо», - говорит белорусский трейдер.

Если говорить в целом о Беларуси, крупнейшем поставщике моторных топлив в Украину, то необходимо обратить внимание на позицию Александра Лукашенко. Во-первых, он единственный на постсоветском пространстве поставил и огласил правильный диагноз украинской революции, во-вторых, Александр Григорьевич акцентирует внимание на нерушимости прочных торговых связей с Украиной, особенно в энергетическом секторе. Это и неудивительно, так как в 2013 г. около 70% товарооборота между нашими странами пришлось на нефтепродукты. При этом сябры получают здесь наилучшую цену, которая во многом формирует результат белорусской нефтепереработки.

Украина в этих поставках заинтересована, но сможет ли Минск устоять перед прессингом Кремля, если таковой появится?

Вместе с весенним солнцем начал просыпаться и спрос на топливо. Уже понятно, что как на колонках, так и в промышленном секторе о прошлогодних уровнях вряд ли стоит говорить - денег нет. Однако и темпы отставания поставок от прошлогодних крайне высоки. В этом году в апреле будет жарко.

Сергей Куюн

24.03.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua