Уголь кончился

До конца текущего года в Украине с молотка уйдут все перспективные угольные госпредприятия. С завершением приватизации отрасли власть рассчитывает поставить точку в эпохе бесконечных дотаций шахтеров. Но надежды на экономию бюджетных средств могут не оправдаться.

На торги будут выставлены более 60 шахт, входящих в состав 15 государственных угольных холдингов. В начале апреля об этом сообщило официальное издание ФГИ «Ведомости приватизации», опубликовав реестр угледобывающих предприятий, подлежащих приватизации в 2014 году. В их число входят компании с внушительными производственными показателями.

Несмотря на это, торги по их продаже обещали быть малоинтересными. Главным образом потому, что куратором приватизационной кампании должен был стать первый замминистра энергетики и угольной промышленности Игорь Попович. На эту должность он был назначен несколько лет назад с подачи «регионала» Юрия Иванющенко, а это практически гарантировало распределение угольных ГП среди частных холдингов соратников по партии.

Но 5 апреля правила игры изменились - кресло Поповича занял Юрий Зюков. По данным «k:», на эту должность он был делегирован лидером БЮТ Юлией Тимошенко, верность которой доказал еще в 2006-2008 годах, когда на должности первого замглавы тогда еще существовавшего Минуглепрома четко выполнял все партийные поручения. На нынешнем посту от Юрия Евгеньевича не требуется ничего нового - всего лишь установление контроля над финансовыми потоками отрасли и распределение средств. Правда, импровизировать Юрию Зюкову все-таки придется. Основной его задачей будет не столько продажа шахт, сколько налаживание работы угольной отрасли в постприватизационный период.

Этот вывод легко объясним. Дело в том, что за десятилетия работы в условиях рыночной экономики угольные госхолдинги уже обзавелись кураторами, лишь формально сохраняя статус ГП. Так, например, «Луганскуголь» годами акцептует тендеры со структурами, близкими к народному депутату от Партии регионов Александру Ефремову. Донецкая угольная энергетическая компания и «Львовуголь» продают свою продукцию на теплоэлектростанции Рината Ахметова. А «Макеевуголь» осуществляет сбыт исключительно через компании-логисты Виктора Нусенкиса («Донецксталь») и Андрея Орлова («Энергоимпэкс»). Эти линии зависимости, конечно же, можно разрушить. Но тогда многотысячная армия шахтеров на несколько месяцев (до построения новых схем работы) лишится работы, чего при нынешней обстановке в стране никто не допустит.

Отталкиваясь от этого, с высокой долей вероятности можно прогнозировать, что представители вышеозначенной предпринимательской элиты и станут победителями в предстоящих приватизационных конкурсах. С этой точки зрения в замене Поповича Зюковым смысла не было. Но это не так. Ключевое отличие в том, что если перед первым ставилась задача провести приватизационные торги в режиме экономии денег их участников, то перед вторым - получение максимально высокой цены за государственные шахты.

По подсчетам «k:», выставленные на торги угольные предприятия добывают в общей сложности около 16 млн. т угля, что эквивалентно 70% среднегодового объема, выдаваемого на-гора государственными шахтерами. При этом важно понимать, что остальные 30% - это десятки угольных предприятий, которые являются либо бесперспективными с точки зрения своих запасов, либо нерентабельными по причине технической отсталости. Сейчас они выживают за счет поддержки со стороны крупных угольных ГП, берущих на себя часть их убытков. Но после приватизации последних эта схема перекрестного субсидирования будет разрушена, после чего события могут развиваться только по двум сценариям: тотальное закрытие бесперспективных и убыточных шахт или их финансирование из госбюджета.

«Закрытия шахт, кроме тех, которые были включены ранее в программы реструктуризации и ликвидации, не планируется», - заявил руководитель Минэнергоугля Юрий Продан. Как будет выглядеть новый способ дотаций, пока не ясно, зато можно вычислить их размер. Сейчас на одной тонне угля отсталые или бесперспективные предприятия получают убытки от 800 грн. Если эту сумму умножить на добываемые ими 8 млн. т, выходит почти 6,5 млрд. грн. убытка, что и придется компенсировать из госбюджета.

Дмитрий Рясной

14.04.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua