Предвыборная гонка и юридические нюансы, связанные с судебным разбирательством в Стокгольмском арбитраже, мешают Украине урегулировать вопрос о возобновлении поставок российского газа
К 1 октября правительства Украины и России должны были согласовать механизм реализации газовых договоренностей, задекларированных на переговорах в Берлине 26 сентября при участии Еврокомиссии. Сомнения в своевременном выполнении данного условия возникли сразу же после того, как стороны обнародовали свои версии по результатам берлинской встречи.
Они оказались весьма противоречивыми, и показали, что Киев и Москва не смогли достичь компромисса, который бы позволил «Нафтогазу» покрыть дефицит газа в отопительный сезон и безболезненно пройти зиму. Выгоду от этого получил бы и Евросоюз, для которого важен стабильный транзит российского топлива по украинской газотранспортной системе во время холодов, чтобы потребители не испытывали перебоев в поставках.
Несогласованные договоренности
По итогам берлинской встречи «Газпром» согласился взять обязательства по поставкам на украинский рынок минимум 5 млрд. куб. м газа на условиях предоплаты по временной цене $385 за 1 тыс. куб. м, а Украина - погасить $3,1 млрд. долга перед российской монополией. Камнем преткновения стали условия погашения задолженности и формирования временной цены.
Министр энергетики РФ Александр Новак вчера заявил, что Москва «практически готова» выполнить договоренности, и «все зависит от украинской стороны». А глава Минэнерго Украины Юрий Продан в ответ сказал, что на переговорах 26 сентября украинская сторона не получила приемлемого предложения со стороны России. Он полагает, что несогласованные вопросы можно решить в рамках пакетных договоренностей, суть которых в следующем:
- «очищение» вопроса цены на газ от политической составляющей путем ее формирования исключительно по рыночным принципам и закрепления их в соответствующем хозяйственном договоре;
- согласование графиков расчетов за газ, поставленный в прошлые периоды, а также условий расчетов, графиков и условий поставок газа в последующие периоды;
- приведение в соответствие с законодательством ЕС и Украины на условиях Третьего энергопакета соглашения по транзиту российского газа в страны ЕС, чтобы для «Нафтогаза» был обеспечен свободный доступ к европейским газовым рынкам.
«Позиция Минэнерго по трем пунктам - это фактически частное мнение Украины. И оно не имеет ничего общего с реальностью», - констатирует Юрий Корольчук из Института энергетических стратегий. Он полагает, что правительство Арсения Яценюка не хочет брать на себя ответственность за выплату долга «Газпрому», поскольку «это чревато имиджевыми потерями в глазах общественности» накануне парламентских выборов. Потому правительство находится в поиске причин, которые позволили бы не выполнять совместное с ЕС решение, и стремится переложить ответственность на преемников: «сомнительно, что после выборов в парламент Яценюку удастся усидеть в кресле премьера».
Из-за предстоящих парламентских выборов президент Петр Порошенко также предпочитает оставаться в стороне от решения газовых вопросов, которые традиционно в Украине находятся под контролем главы государства. Иначе своими заявлениями он рискует негативно повлиять на рейтинги своей политический силы, участвующей в избирательной кампании.
Старые схемы
Затягивание газовых переговоров угрожает сложностями для «Нафтогаза» в отопительный сезон. Чтобы повысить надежность транзита, Брюссель призвал «Нафтогаз» и «Газпром» договориться о промежуточной цене на газ, пока Стокгольмский арбитраж не рассудил их спор об условиях действующего контракта от 2009 года. «Формально этот контракт действует, и будет действовать до тех пор, пока не истечет, или пока его не отменит суд», - отметил Михаил Корчемкин, гендиректор East European Gas Analysis (США).
Для возобновления поставок по новой цене компаниям нужен другой договор: вносить изменения или дополнения в соглашения, которые являются предметом судебного иска, нельзя. Поэтому выходом из сложившейся ситуации для «Нафтогаза» и «Газпрома» может оказаться возвращение к опыту посреднических схем, чтобы предотвратить очередную «газовую войну».
«НАК не может выступать контрагентом «Газпрома». Для оформления договоренностей по экспорту российского газа в Украину в сложившихся обстоятельствах нужна другая компания, с которой «Нафтогаз» подпишет соглашение», - рассказал Forbes один из участников рабочей группы по переговорам с «Газпромом» от украинской стороны.
По его словам, «другой компанией» может стать «Газпром экспорт», который в структуре монополии координирует поставки на внешние рынки, или посредник наподобие скандально известного швейцарского трейдера RosUkrEnergo. Его «Газпром» зарегистрировал в 2004 году, основным партнером с украинской стороны был Дмитрий Фирташ.
Посредническая схема позволит «Газпрому» выводить средства из компании, нарушая интересы акционеров. Многомиллионная прибыль будет обеспечена назначенным украинским партнерам «Газпрома». А посредник станет «центром согласования интересов России и Украины в вопросах сотрудничества в газовой сфере» (такой статус определял для RUE Константин Чуйченко, начальник юридического департамента «Газпрома», и по совместительству - исполнительный директор RUE, когда трейдер работал на рынке).
Подписание допсоглашения к действующему контракту 2009 года, о котором говорит Юрий Продан, «Газпром» может использовать в свою пользу в ходе судебных разбирательств в Стокгольме. Поэтому вариантом выхода из сложившейся ситуации могут стать закупки газа промпотребителями напрямую у поставщиков, в том числе и у «Газпрома».
Реализацию такого сценария не исключают и в украинском правительстве, чтобы снизить нагрузку «Нафтогаза» по выполнению обязательств перед потребителями на внутреннем рынке, оставив в ведении госхолдинга газоснабжение населения и бюджетных организаций. Подобный прецедент уже был в прошлом году, когда компания Ostchem Дмитрия Фирташа в обход НАК по прямому контракту с «Газпромом» закупила 12 млрд. куб. м газа.
Светлана Долинчук
2.10.2014 г.