Параллельно обозначилось еще одно малоприятное движение - у отдельных розничных операторов топливо исчезло из свободной продажи. Процесс пока не массовый, но весьма знаковый. Произошло это после того, как в игру снова вмешался Нацбанк, поставивший невидимый шлагбаум на пути новых поставок нефтепродуктов по импорту, который обеспечивает отечественный рынок на 85%. Одна из самых устойчивых отраслей зашаталась, заставив вспомнить старую истину, что хуже высоких цен может быть только дефицит.
Невиданные доселе цены стали следствием такого же диковинного курса валют, достигшего 38 грн. за доллар. Учитывая, что валютные составляющие в виде закупочной цены и налогов формируют цену бензина на уровне 0,9 долл. за литр, несложно посчитать, что дело идет к 34 грн./л. Но это было не все. 23 февраля Нацбанк ввел ограничение на предоплату по импортным контрактам в сумме 50 тыс. долл. (сумму свыше требуют теперь согласовывать с регулятором), а при оплате на сумму более 500 тыс. долл. стал обязательным банковский аккредитив (гарантия).
Неизвестно, как там у импортеров шоколада, алкоголя, модной одежды и прочих крайне важных товаров, но на 50 тыс. долл. импортер нефтепродуктов может купить меньше двух цистерн бензина (около 100 т). В то же время суточные продажи крупных сетей АЗС измеряются тысячами тонн нефтепродуктов. Казалось бы, бери аккредитив в банке и плати. Только вот вся беда в том, что гарантии украинских банков не годятся даже для единственного применения - бумага очень жесткая. Таковы реалии страны с преддефолтным рейтингом.
Добил импортеров Национальный банк 24 февраля, закрыв межбанковский рынок до 27 февраля. Правда, уже к концу дня это свое решение регулятор отозвал, но все остальное осталось. Понимая, что быстро заплатить за новые поставки не выйдет, трейдеры начали ограничивать продажи, а цены получили новую поддержку.
Своевременные решения
Придумать более неподходящее время для подобного «замеса» на топливном рынке сложно. Трейдеры готовятся к посевной, планируется сезонное увеличение поставок. Да, в поля не завтра, но фундамент беспроблемного обеспечения закладывается сегодня, заключаются контракты на март. При этом следует отметить, что сеют в марте не только в Украине, поэтому за ресурс нужно побороться. Как это делать, если не можешь гарантировать проплату, вопрос.
На экстренном заседании Ассоциации нефтетрейдеров Украины, состоявшемся 24 февраля, приняли обращение к НБУ с предложением вывести контракты на импорт нефтепродуктов из-под действия админограничений регулятора как товаров критического импорта.
«В случае с импортерами нефтепродуктов подозрения Нацбанка по поводу вывода валюты из страны лишены оснований, поскольку контрактование происходит по открытым международным котировкам, а адекватность контрактов и цен проверяется уполномоченными банками, фискальной службой Украины в лице таможни. Завышение закупочных цен лишено смысла, поскольку это автоматически приводит к увеличению суммы НДС, уплачиваемого на таможне авансом», - заявил президент Ассоциации Леонид Косянчук.
«Ситуация с НБУ неприятная, но она разрешится в любом случае, если В.Гонтарева сама не хочет тянуть плуг в поле или толкать танк», - говорит один из трейдеров. Однако не все так весело: действия Нацбанка уже нанесли огромные убытки поставщикам, которые не смогли выполнить свои контрактные обязательства перед зарубежными контрагентами. Если ситуация затянется, последует банкротство компаний вследствие претензий со стороны как зарубежных партнеров, так и потребителей, которые проплатили товар и не смогут получить его в срок.
Кого кормит акциз?
Основное внимание участников рынка нефтепродуктов по-прежнему сосредоточено на ценах. Потребление падает, на улицах стало заметно свободнее, на заправках гуляет ветер. Динамика очевидна: если в декабре 2014 г. падение розничных продаж бензина составило 25%, то в январе - уже 34%. А ведь цены были ниже 20 грн./л. Не вызывает сомнений, что в феврале мы увидим новый рекорд.
Выходов из ситуации столько, сколько и причин взлета цен, - два. Первый - одновременно понятный и труднореализуемый: обуздать девальвацию. Второй выход не менее сложный, но хотя бы полностью реалистичный. Речь о налогах. Согласно последним расчетам, в феврале налоги на бензин достигли 40% в цене, в дизтопливе - 30%. По соотношению налогов на топливо к зарплатам и ВВП Украина теперь с большим отрывом удерживает гордое лидерство в Европе. Хотя в прошлом году мы тоже не плелись в хвосте, возглавляя этот рейтинг вместе со странами Восточной Европы.
Однако вопрос даже не в ставке налогов, они могут быть высокими, и они выше украинских в несколько раз в странах ЕС. Но проблема в том, что там они работают во благо общества, идут на ремонт и строительство дорог, на развитие муниципального транспорта. У нас же они, как и везде, стимулируют рост цен, но в итоге все больше идут в карманы кустарных производителей и контрабандистов. Ранее мы уже констатировали (см. ZN.UA №6 от 21 февраля 2015 г., «Бензин: кому за 25?»), что в 2014 г. кустарное производство стало вторым по величине источником наполнения рынка бензином после Беларуси. Уже уверенно можно говорить, что с учетом падения легальных поставок в текущем году «бодяга» будет крупнейшим источником бензина на рынке, и очень вероятно, что ее доля достигнет 50%.
Иными словами, надежды правительства на получение увесистых поступлений с топлива напрасны. Для того чтобы было иначе, нужно начать собирать налоги. С точки зрения ситуации с топливным акцизом, отстранение от исполнения обязанностей верхушки фискальной службы Украины выглядит абсолютно оправданным. Исключение составляет разве что куратор таможни Анатолий Макаренко, к которому, по крайней мере, по топливной части практически нет вопросов. Более того, есть основания считать, что именно за бескомпромиссную позицию по растаможке нефтепродуктов Курченко и выкачке дизтоплива из нефтепродуктопровода «Прикарпатзахидтранса» ему сегодня «плетут лапти» люди, которых связывают с «Народным фронтом», и от крупнейшего нефтяного олигарха. В Одессе, по слухам, очень недовольны таможней, которая не позволяет оформлять нефтепродукты по заниженным ценам с целью уменьшения НДС. Вот и придумали «орехи»…
Но обстановка со сбором топливного акциза внутри страны не выдерживает никакой критики. Весь рынок видит, кто, куда и сколько, в упор не видит этого только ГФСУ. На упомянутом экстренном заседании Ассоциации нефтетрейдеров было принято решение разработать детальные предложения по реформированию системы администрирования акцизного сбора, которая будет базироваться на европейской практике. В частности, она предполагает создание на НПЗ акцизных и таможенных постов, электронной акцизной товарно-транспортной накладной, лицензирование торговли подакцизными товарами, введение криминальной ответственности за незаконную транспортировку подакцизных товаров.
Подобная реформа требует времени, тогда как решения необходимы уже сегодня. Такими решениями должна стать фиксация акциза в гривне по курсу 21,7 грн./долл., на который ориентируется правительство. Также крайне непродуманным оказался 5-процентный налог с оборота подакцизных товаров, в том числе и топлива. Основной результат - «бить» мимо кассы снова стало мегавыгодно. Таким образом, в цену этот налог заложен, но снова идет мимо бюджета. Куда эффективнее было бы обложить налогом АЗС - она-то никуда не денется.
Поэтому Кабмин может и дальше «богатеть мыслью» о больших бюджетных поступлениях с нефтепродуктов, а может, не дожидаясь заранее очевидного провального результата, начинать действовать уже сегодня.
Сергей Куюн
28.02.2015 г.