Транзитный гамбит

В ближайшее время Фонд госимущества оформит контроль над магистралью Самара - Западное. Таким образом, Киев станет официальным хозяином ключевого нефтепродуктопровода, перехватив у Москвы права на управление этим бизнесом.

Вопрос о смене собственника нефтепродуктопроводов Самара - Западное и Грозный - Трудовая впервые был поднят в 2005 году госпредприятием «Укртранснафта». Тогда эта компания, являющаяся монополистом по транспортировке нефти нашей страны, заявила о правах Украины на проходящие по ее территории участки этих магистралей. Данная позиция была мотивирована тем, что после развала СССР легитимным собственником украинской части нефтепродуктопроводов должен был стать резидент страны, тогда как по факту они были оформлены на компанию «Прикарпатзападтранс», входящую в российский «Транснефтепродукт».

Пытаясь восстановить историческую справедливость, Киев предложил создать на базе спорных трубопроводов совместные украинскороссийские предприятия, которые и будут наделены правами их управления. Но эта идея так и не была воплощена в жизнь. За это можно было бы поблагодарить тогдашнего президента Виктора Ющенко, обладавшего талантом завершать ничем даже революционные начинания. Но в действительности блокирование трубопроводной реформы - заслуга Москвы. Этот факт становится явным после анализа этапов развития спорной ситуации. Так, после нескольких лет безуспешных переговоров между «Укртранснафтой» и «Транснефтепродуктом» выяснение отношений между сторонами перекочевало в суд. Формальным зачинщиком этого процесса выступила Генеральная прокуратура Украины, заявившая, что легитимным владельцем спорных трубопроводов является Фонд госимущества. Это ходатайство довольно оперативно было удовлетворено Хозяйственным судом Ровенской области, но вместо логичной подачи апелляционного заявления россияне поступили нестандартно: в конце 2011 года Министерство иностранных дел РФ прислало в Киев ноту, в которой ходатайствовало о возможном урегулировании данного спора путем переговоров.

К тому времени президентом Украины уже был Виктор Янукович, поэтому отечественный МИД не нашел причин для отказа. Фактически с его согласия производство по данному делу было прекращено, а проблема определения владельца спорного имущества - передана в подкомиссию по вопросам собственности, созданную под началом комитета украинскороссийской межгосударственной комиссии. В ее состав вошли представители ФГУ и Федерального агентства по управлению государственным имуществом РФ, которым Киев и Москва передали все необходимые полномочия. Но, несмотря на созданные условия, стороны так и не пришли к единому знаменателю. По данным «k:», подкомиссия провела девять заседаний, которые закончились ни к чему не обязывающим решением: «продолжить консультации групп экспертов сторон».

Именно на этом этапе стало понятно, что РФ не пытается найти выход из сложившейся ситуации, а попросту затягивает время. Но после недавней перезагрузки власти в Украине терпение Киева кончилось. 25 апреля в рамках упомянутого судебного производства состоится первое заседание, на котором служители Фемиды рассмотрят результаты заседания вышеупомянутой украинскороссийской подкомиссии.

Публично итоги этих встреч пока не оглашались, но источники «k:» утверждают, что практического результата просто нет. В теории такой финал можно считать логичным следствием давно стартовавшего процесса разрушения украинскороссийских взаимоотношений. Но на практике все намного банальнее. Аннексия Россией Крыма дефакто позволяет рассматривать как нелегитимное Соглашение о взаимном признании прав на урегулирование отношений собственности, которое Украина и РФ подписали в далеком 1993 году. Этот документ содержал два ключевых положения: гарантировать полную и безусловную правовую защиту собственности, а также решать все спорные имущественные вопросы исключительно путем взаимных консультаций и переговоров. Но захват россиянами полуострова, после чего началась так называемая национализация украинского имущества, нивелировал эти правила, тем самым развязав Украине руки в контексте решения дальнейшей судьбы нефтепродуктопроводов Самара - Западное и Грозный - Трудовая.

Из официальных публикаций СМИ известно, что по территории Украины эти магистрали проходят на протяжении 1433 км (по Житомирской, Львовской, Ровенской, Хмельницкой, Закарпатской областям). Но важна не столько эта цифра (тем более что сейчас продуктопровод Грозный - Трудовая выведен из эксплуатации), сколько значение этих каналов. Прежде всего речь идет о магистрали Самара - Западное, которую без преувеличения можно назвать одной из самых перспективных нитей связи РФ с европейским рынком - в частности, по этой трубе ежегодно прокачивается до 2 млн. т дизельного топлива «Роснефти» и «Газпром нефти», примерно половина которого приходится на Венгрию, а половина - на Украину.

Официальный Киев осведомлен о стратегической значимости этой трубы, поэтому после возможного признания за ФГИ прав собственности на нее, роль нашей страны как транзитного звена, связующего РФ с Европой, заметно возрастет. Главное, чтобы автором спора за трубопроводную инфраструктуру не оказался какойнибудь украинский нефтяной магнат, для которого управление трубой Самара - Западное - это банальная возможность получить контроль над основным каналом поставок импортного дизеля в Украину.

Дмитрий Рясной

28.04.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua