Транссиб и БАМ в ожидании модернизации

Вопрос развития железнодорожных магистралей Восточного полигона сейчас стоит как никогда остро, особенно с точки зрения приоритетов развития РФ и мировой экономической конъюнктуры, а также улучшения транспортной доступности российского Дальнего Востока и стран АТЭР. Об этом говорилось в Москве на расширенном заседании коллеги Министерства транспорта РФ.

В частности, на нем обсуждалось развитие БАМа и Транссиба - важнейших проектов РЖД. Как отметил министр транспорта Максим Соколов, грузооборот на Восточном полигоне за прошедшие десятилетия вырос более чем на 50%, притом что средний рост по сети составил всего лишь 33%. Замедление темпов экономического роста привело к снижению объемов железнодорожных перевозок на 3% в сравнении с прошлым годом. При этом в восточном направлении сохранился рост объемов перевозок, но главным сдерживающим фактором стала недостаточная пропускная способность железнодорожной инфраструктуры.

Основные перспективы в наращивании грузооборота в ДФО связывают сейчас с добычей каменного угля, руд черных и цветных металлов на действующих и разрабатываемых месторождениях. Директор Института экономики и развития транспорта Федор Пехтерев прогнозирует к 2020 году значительный рост объемов грузопотока в восточном направлении. «Так, через порт Ванино планируется перевозить до 32,6 млн. т грузов в год. Прирост по отношению к 2012-му составит 78%. А в направлении портов Приморья будет транспортироваться до 98 млн. т в год (+16%), особенно с учетом развития новых месторождений, таких как Эльгинское и Элегестское», - отметил он.

Правда, наряду с такими радужными перспективами сразу возникает вопрос о пропускной способности данного направления. Ф. Пехтерев, в частности, отмечает, что по состоянию на 1 января 2013 года общая протяженность участков Восточного полигона с дефицитом пропускной способности составила 3,2 тыс. км. А если учесть прогнозируемые объемы и извечный недостаток финансирования, то к 2020 году общая протяженность узких мест может возрасти до 8,1 тыс. км, то есть практически 75% от всей протяженности сети полигона.

По словам М. Соколова, в данный момент на утверждение правительству РФ представлен план-график проведения работ по определению основных параметров реализации проектов реконструкции и модернизации БАМа и Транссиба. По итогам выполнения мероприятий этим планом-графиком предусмотрен прирост пропускной способности в восточном направлении.

«По нашим расчетам, к 2018-му он составит более 55 млн. т по сравнению с уровнем прошлого года. Мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры увязаны с планами по развитию портовых мощностей Приморья и Ванино-Совгаванского транспортного узла, а также открытых погранпереходов», - заявил он.

Министр транспорта также отметил, что развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона будет способствовать существенному увеличению числа рабочих мест. «По нашим оценкам, согласованным с Минэкономразвития и экспертами, развитие полигона позволит задействовать дополнительно до 40 тыс. рабочих мест. Речь идет о периоде реконструкции, когда возникнет потребность в квалифицированных строителях и монтажниках, а также о работе на промышленных и добывающих предприятиях, где появятся вакансии после восстановительных работ», - сказал М. Соколов.

По словам директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Вячеслава Петренко, в реальности инвестиционную программу ОАО «РЖД» сохранить можно - вопрос, скорее, в том, что с учетом нулевой индексации будет тяжело обеспечить стабильное финансовое положение компании.

Как сказал старший вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Михайлов, финансирование проекта развития Транссиба и БАМа планируется частично осуществить за счет бюджетных средств (110 млн. рублей) и средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) (150 млн. рублей). В силу достаточно высокой долговой нагрузки РЖД заявленную сумму планируется внести в уставный капитал компании. ОАО «РЖД» предложило инвестировать внесенные ФНБ средства в привилегированные акции с фиксированной доходностью. Изначально все было согласовано, но в последний момент Министерство финансов передумало и постановило, что инвестиции должны осуществляться в облигации. «Смысла выпускать их нет: это тот же долг и увеличение долговой нагрузки», - заявил В. Михайлов. В ближайшее время в правительстве планируется провести согласительную комиссию, в ходе которой будет решен вопрос финансирования проекта, добавляет вице-президент РЖД.

Необходимость реализации проекта развития БАМа и Транссиба подтверждает и комитет Государственной думы по транспорту. Его председатель Евгений Москвичев сказал, что депутаты этот проект поддерживают и готовы обсудить все поправки, которые необходимо внести в законодательство. По их мнению, данный проект окупится раза в два-три быстрее, чем прогнозируют экономисты.

Александра Можаровская

11.10.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua