Несмотря на рост цен за проезд качество услуг маршрутных такси продолжает вызывать нарекания у москвичей. Только за последний месяц в столице произошло семь крупных аварий с участием этого общественного транспорта. Последние проверки показали, что многие водители ездят на неисправных и недоукомплектованных машинах, не знают города и даже русского языка. В Департаменте транспорта и связи Москвы уверяют, в случае необходимости они могут заменить маршруты частников. По словам экспертов, зачастую проблемы с маршрутками искусственно увеличены, а виновниками ДТП бывают водители обычных автомашин. Но самой главной проблемой называется нехватка квалифицированных водителей.
Для большинства москвичей и жителей ближайшего Подмосковья маршрутное такси является одним из самых удобных видов транспорта. Однако многие столичные жители недовольны условиями, в которых им приходится ездить. Согласно статистике, приводимой Фондом «Общественное мнение», лишь 27% москвичей пользуются их услугами. Самые главные претензии к водителям - не знают маршрута, курят за рулем, включают громко музыку и хамят пассажирам. Корреспондент «НГ» проехался по двум маршрутам, один из которых находится практически в центре города и проходит по Ленинскому проспекту, второй идет из Москвы в Подмосковье в сторону Мытищ. На первом водитель действительно не знает остановок и на просьбу остановить на определенной остановке, спрашивает: «Где это?» Потом уже он рассказал, что работает недавно и поэтому еще не выучил наизусть все остановки. «Когда брали на работу, проверили права и стаж, потом повозили по маршруту несколько раз, показали, что и как, - рассказывает водитель маршрутки. - Да и люди здесь, в Москве, какие-то злые, если вдруг на пару метров проедешь, сразу истерику закатывают». На втором маршруте, идущем в Подмосковье, у водителя играет этническая музыка, а сам он совершает лихие виражи по обочине, чтобы объехать пробку. Одна из пассажирок попросила ехать осторожнее и получила грубый ответ: «Чего не нравится? Я ж вас быстрей до дома доставлю! А не нравится - езди на машине».
Взгляд сквозь пальцы
Статистика ДТП с участием маршруток такова: только за последний месяц в Москве произошло семь крупных аварий с их участием. Безрадостны и итоги спецоперации «Автобус», проводившейся в столице в начале сентября. Во время проверки автоинспекторы выявили более 46 тысяч нарушений Правил дорожного движения, сообщает Интерфакс. «В том числе управление в нетрезвом состоянии - 4 случая, отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения - 9 случаев, выезд на встречную полосу - 95 случаев, превышение скорости - 2479 случаев, нарушение правил перевозки людей - 4604 случая и правил остановки на остановочных пунктах - 2427 случаев, - рассказал после завершения операции начальник отдела организации технического надзора и регистрационной работы управления ГИБДД по Москве Алексей Виноградов. - В общей сложности по итогам проверки запрещена эксплуатация 216 автобусов со снятием государственных регистрационных знаков. Заведено шесть уголовных дел».
Несмотря на множественные ДТП, сокращать количество маршрутных такси в Москве никто не собирается, хотя, по словам представителей Департамента транспорта и связи города Москвы, это никак не скажется на москвичах. «Сил и средств для замены маршрутных такси на государственный автотранспорт у нас хватит, - говорит сотрудник пресс-службы департамента Андрей Щетинин. - Другой вопрос, насколько это нужно. Сейчас в Москве около 82 компаний, которые обслуживают около 700 маршрутов, и о сокращении речи никакой не идет».
Все дело в людях
По мнению экспертов, винить во всех ДТП с участием маршруток водителей нельзя. «Вопросы здесь есть как к компаниям, так и к ГИБДД. Разобраться при приеме на работу водителя автобуса очень сложно. Ведь у него есть и удостоверение категории «Д» на руках, и то, что он проработал три года водителем, но его знания могут не соответствовать знаниям московским реалиям на дорогах, если получил это удостоверение не в столице, - рассказал «НГ» исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Каждый день в Москве происходит до двух тысяч ДТП, в то время как за 2006 год серьезных дорожных происшествий с участием микроавтобусов было всего около 150, и достаточно большая часть из них - по вине водителей других транспортных средств. В чем виноват маршрутчик, если в него въезжает джип с пьяным водителем?» Юрий Свешников отметил, что привлечение на работу иностранных и иногородних граждан - проблема не только частного автотранспорта, но и всего пассажирского транспорта. «Около 60% водителей на маршрутах - иногородние или граждане стран ближнего зарубежья. Москвичи не идут на эту тяжелую работу, - считает он. - Но бороться с этим практически никак нельзя. Чтобы привлечь москвичей, нужно платить более высокие зарплаты, а чтобы это сделать - надо повышать тарифы, а этого мы сделать не можем. Так что выбора просто нет. Если будет жесткий отбор, то городской транспорт просто встанет, так как не останется водителей».
С тем, что существует дефицит водительских кадров, соглашаются и в крупной частной компании, занимающейся пассажирскими перевозками, ООО «Автолайн». «У нас есть определенные требования в компании. Стаж работы у водителя должен быть не менее трех лет, - рассказала «НГ» начальник пресс-службы компании Людмила Козлова. - Кроме того, любой сотрудник, которого мы принимаем, проходит стажировку. Сначала теоретическую подготовку, во время которой он изучает маршрут на предмет опасных мест на дороге. Затем практическую, в которую входит езда «вторым номером» по маршруту с опытным водителем». По ее словам, в компании 24% - москвичи, 8% - зарубежные граждане, остальные водители - жители Подмосковья и России. «Каждый водитель проходит предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль у квалифицированных врачей, - рассказывает она. - Также автомашины, которые выходят в рейс, проходят те же две стадии контроля».
Нервная поездка
На главную претензию москвичей и гостей столицы - хамское поведение водителей - у компаний простой ответ. «У каждого человека свое воспитание. Кроме того, водители работают в очень жестких и стрессовых условиях. Зачастую ее создают и сами пассажиры, - считает Людмила Козлова. - Специфическая музыка, раздражающая пассажиров, у нас запрещена полностью, как и курение за рулем». Однако, по мнению руководителя Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаила Виноградова, иногородние водители просто не могут вести себя иначе, в них говорит давняя нелюбовь к жителям столицы. «Этот своеобразный протест приезжих людей против правил мегаполиса остался еще с советских времен. Отсюда и хамство, невнимательность к людям», - говорит эксперт.
Кроме того, он отметил, что для борьбы с психологическим давлением от поездок на этом виде транспорта со всеми его неудобствами каждый человек должен выбрать свой способ. «Советую москвичам следовать простому принципу: «Не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней. Ехать-то надо». Может показаться, что контролирующие органы и работодатели уже прислушались к совету психолога.
Статистика аварий
Только за октябрь 2008 года произошло семь крупных дорожно-транспортных происшествий с участием маршрутных такси. 4 октября на пересечении Волгоградского проспекта с Есенинским бульваром столкнулись внедорожник и маршрутка, после чего в них врезались еще четыре автомобиля. Пострадали 10 пассажиров маршрутного такси. 8 октября на пересечении Варшавского шоссе и улицы Красного Маяка столкнулись маршрутка и иномарка, пострадали семь человек. 9 октября на Перовской улице три сотрудника ГУВД Москвы получили ранения в результате аварии. В их патрульную машину «ВАЗ-2105», оснащенную соответствующими сигналами, номерами и разметкой, врезалось маршрутное такси. 14 октября водитель маршрутки сбил студента, переходившего дорогу на Абельмановской площади. Молодой человек получил серьезные травмы. 19 октября на пересечении Привольной улицы и Лермонтовского проспекта перевернулось маршрутное такси «Газель». Четыре человека получили тяжелые травмы и были госпитализированы. 26 октября - сразу две аварии. Первое ДТП произошло около 17.00 напротив дома 13 по улице Подольских курсантов. Маршрутка столкнулась с иномаркой, в результате чего микроавтобус перевернулся. Восемь человек получили ранения. Второе ДТП произошло у дома 96 по шоссе Энтузиастов. Маршрутная «Газель», ехавшая в центр, столкнулась с иномаркой. В результате пострадали четыре пассажира и водитель маршрутки.
Юрий Кочемин
31 октября 2008 г.