В прошлом году литовские нефтепродукты смогли закрепить за собой основательную долю украинского рынка
По итогам 2008 г. уровень поставок в страну с Мажейкяйского НПЗ (входит в польскую группу «Орлен») вырос на 80%. Эксперты прогнозируют, что и в этом году, несмотря на спад потребления разных видов топлива, отгрузки литовского высокооктана вырастут еще на 15-20%, если не оживится импорт с южного направления.
Причин для укрепления позиций продуктов литовского завода на нашем рынке скопилось немало. Это и эволюция топливных предпочтений отечественного автолюбителя - потребление высокооктана за 2008 г. увеличилось сразу на 17,5%. Усилия операторов рынка по продвижению так называемых «брендированных» видов топлива повышенного качества (которые в основном получаются из мажейкяйского бензина), наконец стали приносить результат. В итоге на общей волне процветающего в прошлом году импорта количество ввезенных продуктов из Литвы выросло с 270 тыс. т в 2007 г. до почти 500 тыс. т. «По нашим подсчетам, в 2008 г. доля мажейкяйского бензина составила уже около 26% всего импортируемого высокооктана в Украину»,- констатирует замглавы украинского представительства «Мажейкю Нафта» Александр Шевченко.
Усилить присутствие в нише премиальных топлив мажейкяйскому бензину удалось за счет увеличенных заявок их давних партнеров - «Концерна «Галнефтегаз» (сеть АЗС «ОККО»), донецкой «Параллели-М», столичных сетей «КЛО» и «Золотой гепард» и т. д. Отдельные операторы нашего розничного рынка увеличили объемы реализации вдвое. «Около 50% наших продаж - продукты премиум-сегмента. Мы намерены и дальше развивать это направление»,- отмечает директор по связям с общественностью «КЛО» Алексей Правдивый. Потребность в дополнительных источниках ресурсного обеспечения заставила искать сотрудничества с литовским концерном и такого крупного игрока, как группа «Континиум» (сеть АЗС WOG), которая в последнее время стремительно обрастает заправками в центрально-восточной части страны (см. «і» от 4 августа 2008 г.). Наращиванию объемов ввоза литовских нефтепродуктов помогает решение проблем логистики: «Год назад ежемесячно мы могли поставлять не более 40 тыс. т. Теперь же, благодаря сокращению срока возврата ж/д цистерн, снижению общей загруженности железной дороги ввиду кризиса мы готовы поставлять в Украину 50-60 тыс. т»,- отмечает глава представительства «Мажейкю Нафта» в Украине Игорь Майстренко. По его словам, если и дальше будет улучшаться ситуация с транспортировкой товара по территории Беларуси, то уже в следующем году у нас может наконец открыться «Торговый дом» Mazeikiu Nafta.
По информации компании UPECO, успехи предыдущего года заставили наших трейдеров еще увеличить заявки на 2009 г. Но то ли общая осторожная позиция литовцев в отношении украинского рынка, то ли неуверенность в ресурсном обеспечении завода, который полностью зависит от морских поставок сырья, эти факторы заставили заводчан поумерить пыл украинских заказчиков. В итоге уровень поставок по терм-контрактам остался почти в пределах прошлого года, что подтвердили уже несколько трейдеров. Но, в частности, гендиректор «Параллели» Дмитрий Кулик отметил, что «помимо законтрактованных нефтепродуктов, есть возможность закупать у литовского завода дополнительные партии на условиях спотовых поставок». И хотя просевший украинский топливный рынок пока не показывает признаков будущего роста потребления, если и дальше будет «лежать» импорт с южного направления, в частности, румынских нефтепродуктов «Ромпетрола», не исключено, что это может стимулировать дополнительную волну импорта из Литвы. По оценкам UPECO, она может составить около 100 тыс. т, которые завод не откажется перенаправить в пользу нашего рынка, в ущерб другим своим экспортным направлениям (Латвия, Эстония, Польша). По словам директора по связям с общественностью АО «Мажейкю Нафта» Росвальдаса Горбачоваса, украинский рынок, когда оживляются поставки по спот-контрактам, занимает по прибыльности вторую позицию среди остальных рынков сбыта, уступая лишь внутреннему литовскому.
Наталья Давыденко
19 февраля 2009 г.