Топ-25 импортеров Украины: рэнкинг Forbes

За январь-июнь в Украину было ввезено товаров и сырья на общую сумму $28,1 млрд., что на $6,7 млрд. меньше, чем за аналогичный период прошлого года - в первом полугодии 2013-го Украина импортировала продукции на $34,8 млрд.

Импортеры Украины

При этом по итогам первого полугодия 2014 года Украина впервые с 2005 года показала позитивное сальдо торгового баланса. За январь-июнь нынешнего года оно составило $568,4 млн. Для сравнения: за аналогичный период 2013-го этот показатель составлял почти $4 млрд. со знаком «минус».

В структуре украинского импорта основное место занимает нефтегазовый сектор. В списке лидеров почти половина, а именно 12 компаний, занимаются ввозом этой продукции. Причем 11 из них делают бизнес на нефтепродуктах. Подобная тенденция не нова для Украины - она начала формироваться еще с конца 90-х годов прошлого века.

В 1998 году было принято решение централизовать под государство все закупки и распределение природного газа внутри Украины, для чего и был создан НАК «Нафтогаз Украины». С тех пор компания и является крупнейшим импортером газа. Ни одной частной компании до сих пор не удалось превысить импортные показатели этой госкомпании.

На рынке нефтепродуктов именно в это время стала складываться противоположная тенденция. К концу 90-х годов все отечественные нефтеперерабатывающие заводы перешли в частные руки. Параллельно начался стремительный рост мировых цен на нефть. Несколько лет они держались на уровне $20-30 за баррель, а в январе 2000-го выросли до $35 за баррель, и перерабатывать нефть на устаревших НПЗ стало невыгодно. Тогда и началась эпоха нефтетрейдеров, которая держится до сих пор.

Отсутствие в Украине достаточного количества коксующегося угля делает это направление металлургии еще одним классическим лидером импорта. Три металлургических и коксохимических завода занимают совокупное второе место в данном рэнкинге.

При этом, по данным информационно-аналитического агентства «Статинформконсалтинг», заметно снижение объемов импорта продукции ГМК. Если в первом полугодии 2013 года доля импорта этой товарной группы составляла 33,9%, то за первое полугодие 2014-го - 32,9%.

Удельный вес стран Европейского Союза в импорте товаров по сравнению с первым полугодием прошлого года не изменился и составил 35,4% от общего объема, из других стран - 64,6%. Импорт товаров увеличился только из Беларуси (+14,8%), а из остальных крупнейших стран-партнеров уменьшился.

В структуре импорта основное сокращение объемов произошло за счет продукции машиностроения, металлургии и химпрома. Украина стала закупать намного меньше автомобилей (-54%), проката черных металлов (-44,6%), каменного угля (-20%), минеральных удобрений (-39,6%) и природного газа (-8,9%).

Наиболее импортоориентированным регионом Украины остается Киев и Киевская область, наращивая объемы потребления импортных товаров. Показатели Днепропетровской области остались практически неизменными, а Донецкая, оказавшись в эпицентре военных действий, выбыла из тройки лидеров по потреблению импорта.

 

Название компании

Отрасль

$ млн.

1

НАК «Нафтогаз Украины»

нефтегаз

2438.92

2

«ВОГТрейдинг»

нефтегаз

633.52

3

«ОККО-Бизнес»

нефтегаз

507.72

4

Алчевский металлургический комбинат

металлургия

387.94

5

«БНК-Украина»

нефтегаз

304.69

6

Авдеевский коксохимический завод

металлургия

300.73

7

Южно-Украинская АЭС

энергетика

300.07

8

«Альянс Ойл Украина»

нефтегаз

266.21

9

«Укртрансойл-2009»

нефтегаз

236.42

10

БаДМ

фармацевтика

227.10

11

«Самсунг Электроникс Украина Компани»

дистрибуция

206.78

12

«Тойота-Украина»

машиностроение

200.49

13

Одесский НПЗ

нефтегаз

191.76

14

«Лукойл-Украина»

нефтегаз

179.40

15

«АрселорМиттал Кривой Рог»

металлургия

174.49

16

«Сингента»

химия

173.09

17

Банк «Південний»

финансы

169.97

18

«Корнелия»

нефтегаз

158.76

19

«Порше Украина»

авторитейл

131.88

20

«В.А.Т.-Прилуки»

табак

131.10

21

«Виннер Импортс Украина»

авторитейл

130.94

22

«Западная Нефтегазовая компания»

нефтегаз

130.69

23

«Параллель-М Лтд»

нефтегаз

129.10

24

«Олэнерго»

нефтегаз

126.22

25

«Мотор Сич»

машиностроение

124.93

 

Forbes представляет 25 компаний, показавших по итогам первой половины текущего года наибольшие объемы импортных операций в Украине. В общей структуре импорта за январь-июнь доля этих компаний составляет 28,4%.

1. НАК «Нафтогаз Украины»

Импорт за І полугодие 2014 года: $2,439 млрд.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: государство Украина

«Нафтогаз Украины» - крупнейший импортер газа в Украину. На текущий момент НАК импортировала около 18 млрд. кубометров топлива. За сверхсложный 2014 год НАК поставила четыре рекорда своей деятельности.

Первый - объем импорта газа в Украину стал минимальным за все время независимости.

Второй - был импортирован минимальный объем газа из России. До блокады поставок из РФ в конце первого полугодия импорт составил 13,9 млрд. кубов. В декабре поставки возобновляются.

Третий - 4 млрд. кубометров газа Украина получила из Европы по реверсу. Поставки осуществляются из Польши, Венгрии и Словакии.

Четвертый рекорд в очередной раз поставил объем дефицита НАК - 110 млрд. грн. Причина остается неизменной - низкие внутренние тарифы на газ. В будущем году под давлением международных кредиторов, которые привыкли к тому, что нефтегазовые монополисты, как правило, сверхприбыльные компании, правительство может пойти на повышение тарифов.

2. «ВОГ Трейдинг»

Импорт за І полугодие 2014 года: $633,52 млн.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: группа компаний «Континиум»

«ВОГ Трейдинг» народного депутата Игоря Еремеева - крупнейший частный импортер нефтепродуктов в Украину. Компания, владеющая одной из самых масштабных сетей АЗС в стране, завозит в год около 2 млн. тонн нефтепродуктов.

По итогам прошлого года оборот компании составил около $3 млрд., что соответствует примерно 17% рынка. На фоне общих для участников рынка трудностей - курсовые колебания, снижение потребления - WOG пытается оптимизировать затраты и ищет новые варианты поставок.

В сентябре прошлого года компания в партнерстве с «БНК-Украина» ( «дочка» «Белорусской нефтяной компании») выполнила пробную поставку 750 тонн дизтоплива речным транспортом.

3. «ОККО-Бизнес»

Импорт за І полугодие 2014 года: $507,72 млн.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: Виталий Антонов, ЕБРР (миноритарный акционер)

Сеть АЗС «ОККО», состоящая из более чем 400 заправочных комплексов, снабжает украинцев исключительно импортным топливом стандарта Евро-5. Среди поставщиков: литовский производитель нефтепродуктов Orlen Lietuva, польский - Orlen Polska, белорусские нефтеперерабатывающие заводы «Нафтан» и Мозырский НПЗ, венгерский - MOL и румынский Rompetrol.

В начале 2014 года концерн «Галнафтогаз», управляющий сетью АЗС «ОККО», подписал соглашения с концерном Orlen Polska на поставку польских бензинов и дизтоплива. Более 50% бензина А-95 и около 40% ДТ, которые польский производитель поставлял в Украину в 2014 году, продавались через сеть «ОККО». Во второй половине августа дополнительные контракты на поставку польских нефтепродуктов смогли восполнить сокращение импорта с белорусских НПЗ, которые закрылись на ремонт.

В ноябре «Галнафтогазу» пришлось заморозить 25 из 35 своих заправок в Луганской и Донецкой областях, находящихся в зоне боевых действий. «Там, где военные действия, мы не подвергаем риску наших сотрудников. Но они получают заработную плату в тех зонах, где заморожены заправочные станции», - сказал собственник компании Виталий Антонов.

4. Алчевский металлургический комбинат

Импорт за І полугодие 2014 года: $387,94 млн.

Отрасль: металлургия

Владелец: корпорация ИСД

В первом полугодии Алчевский меткомбинат заключил импортные сделки с более чем 1700 фирмами. Основная статья импорта комбината - железорудное сырье и кокс. Параллельно компания закупала за рубежом промышленное оборудование, комплектующие и специфические строительные материалы. Также оплачивались услуги зарубежных консультантов и инженеров.

В то же время масштабная модернизация на предприятии была остановлена еще пару лет назад, так как собственники никак не могли согласовать с кредиторами условия реструктуризации предыдущих долгов. За І квартал нынешнего года комбинат показал 7,6 млрд. грн. убытков.

В августе из-за активных боевых действий на востоке страны и разрушения энергетической инфраструктуры комбинат вообще остановил производственную деятельность. Соответственно в последние месяцы снизились и объемы закупок за рубежом. По итогам года Алчевский меткомбинат, который также является одним из лидеров рэнкинга экспортеров Forbes (№7 с объемом экспорта за первые шесть месяцев года $622,8 млн.) может существенно потерять в позициях по обоим параметрам.

5. «БНК-Украина»

Импорт за І полугодие 2014 года: $304,69 млн.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: «Белорусская нефтяная компания»

Компания «БНК-Украина», «дочка» «Белорусской нефтяной компании», ввозит в Украину высококачественное топливо стандартов Евро-4 и Евро-5, произведенное на Мозырском и Новополоцком НПЗ в Беларуси.

В 2014 году на пользу бизнесу компании пошла блокада российских нефтепродуктов, в частности, авиатоплива. Беларусь, в прошлом году не завозившая этот ресурс, в ноябре 2014 года стала единственным его поставщиком в Украину. За январь-ноябрь поставки авиатоплива в Украину сократились на 20% до 128 000 тонн, при этом поставки из РФ упали вдвое (до 60 000 тонн), а из Беларуси выросли на 76% - до 68 000 тонн. Одним из наиболее активных экспортеров была БНК.

По данным консалтинговой группы «А-95», в первом полугодии 2014 года доля белорусского бензина выросла с 48% до 55%, доля дизельного топлива, поставляемого из Беларуси, увеличилась с 46% до 64% за тот же период.

6. Авдеевский коксохимический завод

Импорт за І полугодие 2014 года: $300,73 млн.

Отрасль: горно-металлургический комплекс

Владелец: группа «Метинвест»

Крупнейший в Европе коксохимический комбинат в основном импортирует коксовый уголь. Начиная с лета, когда развернулась активная фаза АТО на Донбассе, а предприятие попало в зону активных боевых действий, объем производства на заводе сократился до 20-30%. Несколько раз завод был полностью обесточен и находился на грани остановки. В результате убыток предприятия за третий квартал т.г. составил 686 млн. грн.

Сейчас предприятие работает, но испытывает трудности с поставками сырья, так как вокруг Авдеевки разрушена инфраструктура, в том числе железнодорожные пути - завод находится фактически на границе боевых действий. Хотя в середине декабря завод восстановил железнодорожную ветку, чтобы подгонять коксовый уголь.

Сырье завод не только импортирует, но и закупает у своих же шахт, которые находятся на подконтрольной боевикам территории. Зарплату сотрудники компании получают, выезжая на подконтрольную украинским военным территорию - в 20 км от завода.

Но в целом группа «Метинвест» сегодня занимается диверсификацией источников поставок кокса на свои металлургические заводы. В середине декабря была официально закрыта сделка по покупке Днепродзержинского коксохимического завода у группы «Евраз». Началась она еще в 2012 году, но только сейчас Антимонопольный комитет Сербии дал официальное разрешение на приобретение этого актива.

7. Южно-Украинская АЭС

Импорт за І полугодие 2014 года: $300,07 млн.

Отрасль: энергетика

Владелец: государство Украина через НАЭК «Энергоатом»

За десять месяцев 2014 года Южно-Украинская АЭС нарастила выработку электрической энергии на 5465,8 млн. кВт/ч - до 16 058,3 млн. кВт/ч. Это на 51,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На фоне падения выработки электроэнергии в объединенной энергосистеме Украины (с января по октябрь снижение составило 8495,4 млн. кВт/ч, или 5,4%) атомная энергетика оказалась единственной составляющей, которая показала рост (более чем на 5% - до 71805,1 млн. кВт/ч). При этом доля АЭС в структуре производства увеличилась на 4,9% и составила 47,9%.

В декабре на Южно-Украинской АЭС был отключен от энергосистемы 3-й энергоблок для проведения среднего планового ремонта. Также в конце года на станцию должна быть доставлена партия модернизированного ядерного топлива TWC-A, произведенная американской компанией Westinghouse. Загрузка топливных элементов в третий энергоблок запланирована на конец декабря 2014-го - начало января 2015 года.

Напомним, Южно-украинская АЭС была выбрана базовой станцией в Украине для тестирования американского топлива, что и привело к лидерству в импорте топлива среди всех АЭС.

8. «Альянс Ойл Украина»

Импорт за І полугодие 2014 года: $266,21 млн.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: Shell, «Альянс»

Компания «Альянс» - оператор сети АЗС под брендом Shell в Украине. Сейчас сеть насчитывает чуть более 150 автозаправок, уменьшившись с начала года на два десятка точек в аннексированном Крыму.

Как и коллеги по рынку, «Альянс Ойл Украина» в 2014 году приходится балансировать между падающей вслед за котировками нефти стоимостью нефтепродуктов на европейских рынках и растущим курсом доллара и евро из-за девальвации гривны.

Но, возможно, скоро приоритеты сотрудников заправок Shell в Украине сместятся в сторону более активного продвижения сопутствующих товаров и продуктов. «Падение цен на нефть разочаровывает руководителей Royal Dutch Shell, но бизнес по продаже хот-догов и кофе показывает хорошие результаты, - рассказал вице-президент по ритейлу Royal Dutch Shell Иштван Капитаны агентству Bloomberg. - Розничные продажи без учета топлива на 45 000 АЗС компании по всему миру в прошлом году принесли ей выручку в $6 млрд., и ожидается, что эта сумма увеличится по итогам текущего года».

9. «Укртрансоил-2009»

Импорт за І полугодие 2014 года: $236,42 млн.

Отрасль: нефтегаз

Бенефициар: Эдуард Ставицкий

Компания «Укртрансоил-2009» является трейдером сети АЗС «БРСМ-Нафта», поставляя на автозаправки сети топливо и октаноповышающие компоненты.

«БРСМ-Нафта», присутствуя на украинском рынке еще с 1995 года, активно начала развивать сеть только с 2012-го. Менее чем за два года она разрослась до 136 заправочных станций в 20 областях страны, 87 мини-маркетов, трех нефтебаз. В 2014 году активность компании заметно снизилась.

Учредителем компании значится Олег Деменюк, однако представители топливного рынка связывают «БРСМ-Нафта» с экс-министром энергетики Украины Эдуардом Ставицким, в данное время находящемся в розыске. В самой компании такую связь опровергают.

В ближайшее время компания может сменить официального владельца. Голландский инвестиционный фонд FreezeOil Fund в ноябре сообщил о «принятии решения о покупке» существенной доли в этой сети АЗС. FreezeOil Fund создан в 2014 году, его собственники представителям отрасли неизвестны.

10. БаДМ

Импорт за І полугодие 2014 года: $227,10 млн.

Отрасль: фармацевтика

Владельцы: Александр Дитятковский, Александр Суходольский, Владимир Басс, CVCI

После начала процедуры банкротства компании «Альба Украина» ее конкурент, фармдистрибьютор БаДМ существенно расширил свою долю рынка. На начало осени 2014 года она составила 43,9%.

Практически монопольное положение обеспечило компании не только очевидные преимущества, но и создало ряд проблем. Так, в БаДМ нарекают на существенное сокращение оборотного капитала из-за увеличившихся объемов поставок, а также повышенное внимание контролирующих органов. АМКУ изучает деятельность компании, чтобы не допустить намеренного создания дефицита определенных групп лекарств или одностороннего повышения цены.

Впрочем, повышения стоимости импортных препаратов избежать не удалось - стремительная девальвация гривны не оставила фармимпортерам выбора. На рост цен также влияет стремление поставщиков заложить в стоимость свои риски от дальнейшего обесценивания национальной валюты.

11. «Samsung Electronics Украина»

Импорт за І полугодие: $206,78 млн.

Отрасль: дистрибуция

Владелец: Samsung Electronics

Samsung - один из самых популярных брендов в Украине, а Samsung Electronics занимает ведущие позиции на украинском рынке электроники. Продукты компании лидируют в категориях смартфоны, телевизоры и бытовая техника, что обуславливает значительные объемы поставок в Украину высокотехнологичной электроники.

На позициях компании может сказаться растущая конкуренция со стороны китайских производителей смартфонов. Чистая прибыль глобального Samsung в третьем квартале 2014 года снизилась на 49% до $4 млрд. Выручка Samsung в отчетном периоде составила $45,16 млрд., показатель снизился год к году на 19,7%. Операционная прибыль компании снизилась на 60% до $3,86 млрд.

В сентябре 2014 года на пост президента «Samsung Electronics Украина» был назначен Джей Сул Ю, имеющий более чем 27-летний опыт работы в компании Samsung Electronics.

12. «Тойота-Украина»

Импорт за І полугодие 2014 года: $200,49 млн.

Отрасль: авторитейл

Владелец: Toyota Group

За 11 месяцев 2014 года продажи новых легковых автомобилей сократились в Украине на 54%, составив 89 391 авто. 10,6% всех продаж (9464 штуки) пришлось на автомобили, поставляемые компанией «Тойота-Украина», что вывело ее в лидеры рынка. Показатель 2014-го на треть меньше, чем продала компания за 11 месяцев 2013 года, но на фоне отрицательной динамики конкурентов результат «Тойоты» тянет на прорыв года.

Отчасти он объясняется развитой системой автокредитования, которая обеспечивается не только банковскими продуктами, но и собственными программами финансирования компании «Тойота-Украина». В частности, в октябре в кредит удалось продать 17,5% автомобилей Toyota и 10% премиальной марки Lexus.

В декабре компания открыла новый центр Lexus во Львове. В следующем году «Тойота-Украина» не планирует расширять дилерскую сеть.

13. Одесский НПЗ

Объем импорта за І полугодие: $191,76 млн.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: ВЕТЭК

В І полугодии поставки нефтяного сырья на Одесский НПЗ составили 160 000 тонн. Преимущественно этот объем сформировали импортные поставки - после смены власти в Одессе возможности закупки ресурсов на внутреннем рынке для предприятия ограничены.

В ноябре развернулась борьба за находящиеся на предприятии нефтепродукты, общая стоимость которых оценивается в $55 млн. Несмотря на то, что имущество предприятия находится под арестом, 11 декабря вооруженные люди под прицелами автоматов заставили работников Одесского нефтеперерабатывающего завода перекачать нефтепродукты на предприятие «Синтез Ойл», которое принадлежит группе «Приват» Игоря Коломойского.

Адвокат Андрей Федур квалифицирует происходящее как хищение, и подчеркивает, что оно происходит при попустительстве представителей правоохранительной и судебной системы. В ноябре, после захвата НПЗ, руководство завода обратилось к генеральному прокурору, министру МВД и руководителю СБУ с заявлением, в котором предупредило о возможном развитии событий и хищении. «Никакой реакции не было. Возможно, эти обращения даже ускорили процесс», - полагает Федур.

14. «Лукойл-Украина»

Импорт за І полугодие 2014 года: $131,88 млн.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: НК «Лукойл»

Бизнес «Лукойл-Украина» сокращался уже несколько последних лет. Причин несколько: нерентабельность производства нефтепродуктов на Одесском НПЗ и последующая его продажа, блокирование поставок нефти на завод трубопроводным транспортом, появление ряда нефтетрейдерских компаний, которые получили возможность ввозить топливо без налогов. Компания прекратила строительство собственных АЗС, хотя всегда называла это своим приоритетом, и начала оптимизацию сети франчайзинговых заправок.

До 2019 года «Лукойл-Украина» планировала инвестировать в развитие своих активов не менее $140 млн. Подобным планам сбыться не суждено. Военное противостояние напрямую отразилось на бизнесе украинской «дочки» российской нефтяной компании: работа заправок неоднократно блокировалась радикально настроенными активистами, а реализация топлива по итогам первого полугодия упала более чем на 40%.

В итоге материнская компания приняла решение вовсе избавиться от украинской «дочки»: в августе «Лукойл» подписала соглашение с австрийской инвесткомпанией AMIC Energy Management GmbH о продаже 100% акций «Лукойл-Украина» за $300 млн. В самой австрийской компании, учрежденной только год назад, утверждают, что активы скупаются лишь в интересах официальных акционеров компании, а не «Лукойла».

Сегодня компания проводит активный ребрендинг заправок и выводит с рынка старый бренд. Управляющий директор компании Гюнтер Майер считает, что компании AMIC Energy Management повезло с «Лукойлом». Впрочем, ничего из заявленного AMIC так и не сделал, и у игроков рынка есть все основания предположить, что сделка по продаже была фиктивной.

15. «АрселорМиттал Кривой Рог»

Импорт за І полугодие 2014 года: $174,49 млн.

Отрасль: металлургия

Владелец: Лакшми Миттал

Из-за дестабилизации на востоке Украины расположенные в этом регионе коксохимические заводы существенно сократили поставки сырья металлургическим предприятиям. С января по ноябрь нынешнего года метзаводы получили 10,2 млн. тонн кокса, что составляет 82% к аналогичному периоду 2013-го.

Сформировавшийся дефицит металлургические предприятия были вынуждены перекрывать за счет импорта. За 11 месяцев 2014 года было импортировано 1,26 млн. тонн кокса - вдвое больше, чем за аналогичный период 2013 года (630 000 тонн). К традиционным поставщикам импортного кокса - Польше и РФ - добавились коксохимические заводы Чехии, Италии и Китая.

Такой подход позволил металлургам «АрселорМиттал» удержать производство металлопроката, стали и чугуна практически на уровне показателей прошлого года. За 11 месяцев 2014 года выпуск металлопроката на предприятии снизился на 1% до 5,11 млн. тонн; выплавка стали упала на 1,3% до 5,79 млн. тонн, чугуна - всего на 0,1% - до 5,1 млн. тонн.

16. «Сингента»

Импорт за І полугодие 2014 года: $173,09 млн.

Отрасль: химия

Владелец: Syngenta AG

Syngenta AG - крупнейший мировой производитель сельскохозяйственных химикатов и поставщик семенного фонда. Украинская «дочка» контролирует более 20% рынка средств защиты растений и семян сельскохозяйственных культур в Украине, а доля ввозимых ею препаратов превышает 30% от общего импорта пестицидов.

Правда, сейчас компании приходится нелегко: из-за валютных колебаний зарубежная продукция подорожала примерно на четверть, и многие клиенты переориентировались на отечественные препараты.

По итогам 2014 года объемы рынка СЗР, по прогнозам экспертов, впервые за несколько лет сократятся на треть. В прошлом году объем этого рынка оценивался примерно в $1,7 млрд.

17. Банк «Пивденный»

Импорт за I полугодие : $169,97 млн.

Отрасль: финансы

Владельцы: Юрий, Тамара и Александр Родины, Марк Беккер, Левон и Алла Ванецьянц

Банк «Пивденный» был основан в 1993 году. К 1 октября 2014 его активы составляли около 14 млрд. грн. - с этим показателем банк входил в двадцатку крупнейших по классификации НБУ. За три квартала 2014 года прибыль этого финансового учреждения составила около 40 млн. грн.

Попадание финансового учреждения в рэнкинг связано с тем, что банк является одним из немногих поставщиков наличного доллара в Украину, а это классифицируется как товарная операция.

По результатам первого полугодия, «Пивденный» купил валюты больше остальных импортеров, значительно обогнав таких крупных игроков этого рынка, как «Укрэксимбанк», «Приватбанк», «Финансы и кредит» и «Райффайзен Банк Аваль».

Все операции по закупке наличной валюты осуществлялись у крупнейшего ее поставщика в Украину австрийского Reiffeisen Bank.

18. ООО «Корнелия»

Импорт за 1 полугодие: $158,76 млн.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: офшор «Рансворт Инвестнментс Лимитед», Британские Виргинские острова

«Корнелия» специализируется на оптовой торговле топливом. Компания существует с 1993 года и зарегистрирована в Киевской области.

В первом полугодии оборот нефтетрейдера составил около 1,7 млрд. грн., что примерно на 20% больше показателя за аналогичный период прошлого года. Финансовая динамика не такая позитивная: если 2013 год компания завершила с прибылью около 45 млн. грн., то только в первом полугодии 2014 года убыток «Корнелии» превысил 85 млн. грн.

Участники рынка связывают «Корнелию» с закарпатским бизнесменом Леонидом Коганом, который также владеет «Закарпатнефтепродукт-Мукачево». Эта компания развивает розничную сеть АЗС под брендом «Маркет», которые сосредоточены на трассах Киев-Житомир и Киев-Чоп. В 2012-2013 гг. эта компания скупала АЗС николаевской сети «Ранг», «Лукойл-Украина» и станций под брендом «Пегас».

19. «Порше Украина»

Импорт за І полугодие 2014 года: $131,88 млн.

Отрасль: авторитейл

Владелец: Porsche Holding

«Porsche Украина» реализует автомобили из модельных рядов Volkswagen, Audi и Seat. За шесть месяцев 2014 года было реализовано около 57 700 автомобилей, что вполовину меньше, чем за первое полугодие 2013-го. Девальвация гривны и низкая покупательная способность населения привели к более чем двукратному сокращению продаж автомобилей в Украине.

В ноябре компания «Porsche Украина» поспешила заверить своих клиентов, что бренд Seat не собирается уходить с рынка Украины, в отличие от российского рынка, где Seat приостанавливает продажи. По сообщению компании, несмотря на сложную ситуацию в стране и значительное падение авторынка, Seat усиливает свои позиции, укрепляет дилерскую сеть и хочет улучшать сервис. За последние два года после старта Seat под эгидой «Porsche Украина» бренд показал рост рыночной доли в два раза. Впрочем, основные продажи в первом полугодии компании обеспечил бренд Volkswagen, реализация которого составила 2646 единиц (на 60% меньше, чем за первое полугодие 2013-го).

20. «В.А.Т.-Прилуки»

Импорт за І полугодие 2014 года: $131,10 млн.

Отрасль: табачная промышленность

Владелец: British American Tobacco Group

Прилуцкая табачная фабрика

По итогам І полугодия 2014 года рыночная доля «Бритиш Американ Тобакко Украина» выросла на 1,5% до 18,6%. Отгрузки компании за этот период увеличились на 13% по сравнению с первой половиной 2013 года. Значительную часть материалов и сырья для производства сигарет на фабрике в Прилуках компания импортирует.

По итогам второго полугодия динамика, скорее всего, ухудшится, прогнозируют представители табачной отрасли. С 1 июля и 1 сентября были повышены акцизные ставки - на 25% и на 5% соответственно, что на фоне снижения покупательной способности населения и роста курса евро приведет к сокращению продаж.

«До конца этого года мы ожидаем усиления тенденции даунтрейдинга, а также сокращения объемов легального производства из-за роста незаконной торговли», - говорит Андрей Криль, директор по корпоративным связям «Бритиш Американ Тобакко Украина».

21. «Виннер Импортс Украина»

Импорт за І полугодие 2014 года: $130,94 млн.

Отрасль: авторитейл

Владелец: Иван Гинянский

В прошлом году «Виннер Импортс Украина» - крупнейший импортер автомобилей Ford, Volvo, Jaguar Land Rover и Porsche - реализовал 14 721 автомобиль. Это на 8% больше, чем в 2012 году. При этом доля Ford превысила 5% на рынке легковых автомобилей, а Land Rover заняла почти 13% в премиум-сегменте. Продажи 2014 года, по прогнозам экспертов, сократятся минимум в два раза.

В ноябре нынешнего года компания сообщила о передаче первого в мире пикапа Ford Ranger, оснащенного броней третьего уровня защиты, Государственной пограничной службе Украины. Передача автомобиля состоялась в рамках проекта технической помощи, финансируемого программой «Совместное уменьшение угрозы» департамента обороны США.

Покупку автомобиля в дилерском центре «Виннер Автомотив» осуществляло посольство США в Киеве. По результатам первого этапа проекта была достигнута договоренность о покупке еще десяти Ford Ranger для их дальнейшей модернизации и передачи ГПС Украины.

22. «Западная нефтегазовая компания» (ЗНГК)

Импорт за І полугодие 2014 года: $130,69 млн.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: Алексей Тамразов

В прошлом специалист отдела оптовой реализации нефтепродуктов «ТНК-Украина» Алексей Тамразов в 2003 году основал собственную компанию - ЗНГК. В 2013 году оборот компании, согласно данным самой ЗНГК, составил 5,18 млрд. грн., и она вошла в десятку крупнейших импортеров бензина и дизельного топлива в Украине.

В 2013 году эта компания участвовала в реализации для населения сжиженного газа, поставляемого «Укргаздобычей», в которой Тамразов проработал до марта 2014 года.

Выручка ЗНГК в первом полугодии снизилась почти на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 2 млрд. грн. Убыток за первую половину 2014 года составил 25 млн. грн.

23. «Параллель-М Лтд»

Импорт за І полугодие 2014 года: $129,10 млн.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: Ринат Ахметов

Сеть заправок «Параллель» - одна из наиболее пострадавших от военных действий в Донецкой и Луганской областях. Из 117 заправок сети по состоянию на конец сентября 2014 года функционировало только 45, еще 6 заправочных комплексов восстанавливались после разрушений и действий мародеров.

Работа остальных заправок сети была приостановлена из-за опасности для жизни и здоровья сотрудников, а также из-за невозможности доставить на них топливо.

Генеральный директор компании Елена Хилиенко так прокомментировала ситуацию: «В городах, где наступил мир, мы в кратчайшие сроки возобновляем поставки и восстанавливаем работу наших автозаправочных комплексов. Для стабильного снабжения подключили две дополнительные нефтебазы - в Мариуполе и Днепропетровске. Мы понимаем, что без топлива невозможно наладить нормальную жизнь людей, которые и так устали от войны».

24. «Олэнерго»

Импорт за I полугодие 2014 года: $126,22 млн.

Отрасль: нефтегаз

Владелец: Станислав Колесник и Сергей Мачуленко

Нефтетрейдер «Олэнерго» появился на рынке в сентябре 2013 года. За первый же год работы компания нарастила объемы ежемесячных поставок до свыше 10 000 тонн, что равняется около 2% валового украинского импорта нефти и нефтепродуктов. Согласно данным СМИ, владельцами компании являются Станислав Колесник и Сергей Мачуленко.

В основном «Олэнерго» торгует продуктами двух белорусских НПЗ - Мозырского и «Новополоцкого». Трейдер оперирует как в сегменте мелкого опта, так и в рознице. К текущему моменту под брендом AllEnergo работает 18 АЗС (в Киевской и Хмельницкой областях), еще 24 заправки других компаний продают топливо «Олэнерго» на условиях партнерства. До конца 2015 года в планах трейдера расширить сеть сбыта еще на 40-45 единиц в тесном сотрудничестве с нефтяным ритейлером «Лотос». Часть рынка, которую хочет занять компания - 100 АЗС при 1,2 млн. тонн ежегодного импорта.

Из-за девальвации национальной валюты и сокращения объемов продаж в 2014-м компания столкнулась с проблемой задолженности за приобретенные нефтепродукты. Для пополнения оборотных средств в сентябре этого года «Олэнерго» договорился с Укринбанком об открытии кредитной линии с лимитом 164 млн. грн.

25. «Мотор Сич»

Импорт за I полугодие 2014 года: $124,93 млн.

Отрасль: машиностроение

Владелец: Вячеслав Богуслаев

Компания Вячеслава Богуслаева импортирует комплектующие и элементы для производства авиационной техники и технологическое оборудование из стран ЕС, Швейцарии и США. В первом полугодии 2014 года запорожской «Мотор Сич» удалось нарастить чистую прибыль до 1,5 млрд. грн. против 0,8 млрд. грн. за аналогичный период прошлого года. В значительной мере эту динамику обусловило заключение экспортных контрактов в иностранной валюте.

Запрет на поставки продукции военного назначения в Российскую Федерацию, введенный Петром Порошенко в июне, сказался как на финансовых результатах «Мотор Сич», так и на объемах импорта. После того как работа предприятия с российскими партнерами ограничилась поставками двигателей для гражданских и экспортируемых из РФ вертолетов, третий квартал компания закончила с убытком в 9 млн. грн.

Небольшим компенсатором для бизнеса Вячеслава Богуслаева станет правительственный заказ на 13 вертолетов Ми-8, анонсированный в октябре.

Анна Ковальчук, Ольга Гальчинская, Виктория Ким, Алексей Бутенко, Инна Коваль

22.12.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua