Минувший 2013 г. стал самым спокойным для топливного рынка за все пять лет после кризиса. Главным образом это произошло благодаря и стабильным мировым ценам, и отсутствию чудо-инициатив от чиновников. Нет, куда же без них. Конечно, они были, однако успеха не имели. Есть осторожный оптимизм и в отношении 2014-го, хотя горячие чиновничьи головы уже успели напомнить о своем существовании.
Нетипичность минувшего года подчеркнута хотя бы тем, что цены на АЗС по итогам года снизились на фоне относительно стабильных цен на нефть в течение года. Так, наиболее популярная марка А-95 подешевела на 3% (до средних по рынку 10,65 грн./л), а дизтопливо - на 5%, до 9,49 грн./л.
Отсутствие жесткой привязки розничных цен к мировой конъюнктуре, что было свойственно рынку в предыдущие периоды, стало отличительной чертой рынка в прошлом году. Так, ритейлеры сначала «не заметили» существенного роста цен на нефть в январе-феврале (до рекордных в минувшем году 116 долл./барр.). Потом не отреагировали на снижение до 102 долл. за «бочку»
в апреле, а затем не подали признаков жизни при подъеме цены до 112 долл./барр. в сентябре. И совсем странным был финиш: на фоне стабильности внешних котировок средние розничные цены в течение сентября-декабря суммарно провалились на 40-60 коп./л.
Однако еще более странным может показаться эта картина, если немного заглянуть за кулисы. Самым ярким моментом года, безусловно, стала сначала внезапная августовская поломка на Мозырском НПЗ и последующий двухмесячный плановый ремонт предприятия, на долю которого приходится более 30% рынка Украины. А ведь беда не приходит одна. В нашем случае выход из строя крупнейшего поставщика произошел на пике сезонного потребления и к тому же на волне роста цен на нефть.
Казалось, нехватка ресурса и рост цен на колонках неизбежен. Однако эти ожидания не оправдались, более того, с октября цены начали планировать вниз. К тому времени рынок оказался «перелит» и бензином, и дизтопливом, которое трейдеры привезли через морские порты.
Важно отметить, что все перипетии происходили с минимальным участием различных советчиков и контролеров из госведомств. Не вызывает сомнений, что предоставленная рынку возможность самому разобраться со своими проблемами сыграла ключевую роль в счастливом завершении этой истории. Извечные угрозы «отсечь спекулятивную составляющую», «не допустить сезонного роста цен» и прочие обычно настораживали участников рынка и не способствовали увеличению поставок, ведь рисковать никто не хотел. Но практика показала, что рынок может сам решать свои проблемы, а вмешательство извне, особенно в ответственные периоды, дает обратный результат. Тем более чем может помочь правительство рынку? Нет ни ресурса, ни денег… Да и рычагов, если разобраться, тоже фактически нет. Иными словами, пользы от нагнетания ситуации точно никакой, а вот риски дестабилизировать ситуацию вполне реальные. Похоже, осознает это и новая команда Минэнергоугольпрома, прошедшая свой первый год в креслах без особых проколов, по крайней мере, на топливном рынке.
Что готовит нам 2014-й, а если точнее, какими будут в наступившем году цены на нефтепродукты? Этот вопрос волнует и автомобилистов, и промышленников. В подтверждение своего неподдельного интереса обе ключевые категории потребителей показали спад объемов продаж. Промышленность снизила закупки топлива на 6,3% по сравнению с 2012 г. Обратим внимание, что потребление промсектором точь-в-точь соответствует уровню 2011 г. Так что, скорее, не столько 2013-й был провальным, сколько ударным оказался 2012-й, когда страна готовилась к футбольному еврочемпионату.
Частный автотранспорт показал очередное снижение потребления бензина - на 4,5%. Но учтем одну важную деталь: 2013-й стал рекордным по объемам продаж сжиженного газа, основной альтернативы бензину. Этот рынок достиг 900 тыс. т и тем самым указал на желание автовладельцев сэкономить.
Вторым доказательством этого, в общем-то, очевидного факта является постепенное увеличение продаж на АЗС дизтоплива - почти на 180 тыс. т, или на 9,8%, по сравнению с показателем 2012 г. Самый массовый нефтепродукт в Европе набирает обороты в Украине не в последнюю очередь благодаря постепенному улучшению качества «солярки».
Что касается прогноза цен, то они будут зависеть от поведения двух ключевых составляющих. В украинской цене бензина и ДТ до 60% приходится на нефтяную составляющую и порядка 33% - на налоговую (акциз и НДС). Спрогнозировать мировые цены на нефть крайне сложно, но если пытаться обобщить существующие на этот счет мнения, то подорожания особо не ждут. Экономика планеты слаба, потребление энергоресурсов сокращается. Однако природные катаклизмы, политическую напряженность и прочие форс-мажоры исключать нельзя.
Вроде бы все понятно и с налоговой частью. На 2014 г. планировалось пролонгировать прежние ставки акциза. Уверенности добавило бы ознакомление с принятым парламентом вариантом закона о бюджете на 2014 г., но его, как известно, видели даже не все депутаты. Напомню, что в прошлом году правительство устами различных чиновников неустанно муссировало вопрос о необходимости повышения топливных акцизов в контексте ахового положения в дорожной отрасли. Но не меньше запомнилась и реакция общественности на эти робкие инициативы. И все же вопрос, по-видимому, тлеет в глубине министерских коридоров. Очевидцы сообщают, что на недавнем заседании Экспертно-аналитической группы по вопросам рынка нефтепродуктов советник министра энергетики Игорь Кирюшин сообщил, что консультации о повышении акциза на бензин могут уже в ближайшее время состояться на уровне вице-премьера Юрия Бойко.
В целом пока ничто не предвещает особых ценовых колебаний. Есть даже факторы, которые будут способствовать усилению конкуренции на внутреннем рынке со всеми вытекающими отсюда последствиями. Речь, в частности, об анонсированном «Роснефтью» запуске мощного Лисичанского НПЗ, ожидающемся в мае 2014 г. Правда, по последним данным, на этом пути также возникли сложности. Посмотрим, сможет ли их преодолеть «Роснефть».
Сергей Куюн
27.01.2014 г.