Техрегламент: страдания продолжаются

Рынок находится на пороге вступления в силу нового нормативного документа. Два года разработок, согласований, критики и редактирования близятся к логическому завершению. За этот период не стало меньше вопросов, как и не убавилось опасений у участников рынка. Минэнергоугля очнулось лишь за неделю до вступления Техрегламента в силу, а это должно произойти 10 июля. По факту документ еще должен быть доработан. При этом большинство его норм не будут выполняться ни операторами, ни госслужбами. В противном случае рынок встанет. Кроме того, в текущей редакции проекта присутствуют нормы, которые позволяют воплощать в жизнь коррупционные механизмы. В итоге участники рынка полны опасений, а главное - лишены понимания, что их ждет и в какой степени государство готово следовать букве недоработанного Техрегламента.

Изменения постфактум

Технический регламент был утвержден Кабинетом министров 1 августа 2013 г. Его текст был опубликован спустя 5 месяцев. Вступление документа в силу было перенесено с 1 января на 10 июля 2014 г. За этот период так и не были созданы рабочие группы, а Минэнергоугля не рассмотрело нарекания и предложения экспертов и участников рынка.

4 июля, то есть за 4 рабочих дня до вступления Техрегламента в силу, наконец, состоялось заседание профильного министерства. Его возглавил замминистра Игорь Диденко. Также присутствовали представители Минэкономразвития, таможни, ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» и нефтетрейдеров. По результатам заседания было принято решение о вступлении Техрегламента в силу согласно ранее намеченным срокам - 10 июля. Однако при этом планируется в экстренные сроки доработать текст проекта согласно пожеланиям и рекомендациям участников рынка. Таким образом, документ вступает в силу, а его нормы только будут согласовываться. Открытыми остаются множество вопросов, от решения которых прямо зависит возможность нормального функционирования рынка.

Как сообщил OilNews один из участников заседания, рабочая группа для обсуждения изменений и редактирования Техрегламента будет создана в ближайшее время. Однако по состоянию на 7 июля министерство так и не определилось с ее составом и форматом работы. Остается неизвестным, как будет работать эта группа и сколько времени потребуется для утверждения Техрегламента, прохождения согласования документа в министерствах. И. Диденко назвал оптимистические сроки - 3 недели. Однако один из участников заседания сообщил, что этот процесс может затянуться до осени. У трейдеров возникает закономерное опасение того, что их работа в этот период будет осложнена правовой несогласованностью норм вступившего в силу Техрегламента. «Представитель Государственной таможенной службы, который принимал участие в заседании, пытался успокоить трейдеров. Он утверждал, что в период согласования изменений в Техрегламент никаких проблем с оформлением на таможне у операторов не возникнет. Насколько это соответствует действительности, станет понятно только после 10 июля», - отметил собеседник OilNews.

Импорт под угрозой

По мнению «Объединения операторов рынка нефтепродуктов», в нынешней редакции документ требует существенной доработки, в ней нуждаются и связанные с ним нормативные документы. Эксперты, а также ассоциация считают, что вступление в силу положений Техрегламента приведет к полной остановке импорта нефтепродуктов. «В действующую редакцию Техрегламента необходимо внести принципиальные изменения. Все не может и не должно ограничиться только лишь редактированием формулировок», - отметил один из участников заседания.

Позиция ассоциации была изложена в письме на имя премьер-министра Арсения Яценюка. В нем отмечался круг ключевых вопросов, требующих доработки и разъяснения. Так, в регламенте, в частности, указаны требования к топливам, но отсутствуют методики контроля. Кроме того, ассоциация предлагала отменить обязательную сертификацию, как это действует во всех странах Европы и даже в Таможенном союзе. Как сообщил источник OilNews в министерстве, вероятно, что в итоговом варианте документа сертификат соответствия будет необходим только для нефтепродуктов, поставляемых из стран СНГ, в то время как для импорта из ЕС он не понадобится.

Ассоциация также отмечала необходимость внесения изменений в ДСТУ с целью приведения их к нормам Техрегламента. Кроме того, ассоциация считает неуместным внесение данных о содержании в бензинах этанола, а в дизтопливах - метиловых эфиров жирных кислот.

Лаборатории под колпаком

Непонятной для участников рынка является норма Техрегламента относительно аккредитации лабораторий. В последней редакции право аккредитации отдано Минэнергоугля, которое не имеет подобной компетенции. На данный момент все лаборатории аккредитованы Госстандартом. Однако, согласно нововведению, необходимо будет получать еще и специальное разрешение министерства. Юридически с 10 июля ни одна лаборатория не будет иметь права проводить исследования и не сможет выдать паспорт качества. К тому же по состоянию на 8 июля министерство так и не утвердило порядок аккредитации лабораторий. Участники рынка уверены, что аккредитация - очередной коррупционный налог. Министерство получает дополнительный инструмент давления на рынок. «Выдавая разрешения лабораториям, Минэнергоугля сможет вмешиваться в их деятельность, выкручивать руки неугодным операторам. Создается примитивная коррупционная схема», - уверен один из участников рынка.

Рынок без присмотра

Техрегламент оставляет рынок без органа контроля качества. Ранее такой инстанцией выступала Госпотребинспекция. В первоначальном варианте Техрегламента ответственной определялась Государственная экологическая инспекция, близкая на тот момент к министру Эдуарду Ставицкому. В последней же редакции такой орган попросту отсутствует. Это означает, что с 10 июля потребитель уже не сможет пожаловаться на плохой бензин, а рынок потеряет важный регулятор. Министерству или рабочей группе придется оперативно определить такой орган. По мнению источников OilNews, им может стать институт «МАСМА», который сам подчинен Минэнергоугля. В самом институте отмечают, что готовы внести необходимые доработки в проект Техрегламента, и выражают уверенность, что он действительно вступит в силу 10 июля. Свое же возможное назначение органом контроля институт пока не комментирует.

Следует отметить, что 4 июня парламент принял закон о стандартизации, который должен вступить в силу спустя полгода с момента его подписи. Именно этот нормативный акт будет регулировать процедуру и принципы стандартизации в Украине, в том числе и разработки технических регламентов. Как отмечают источники OilNews, которые, вероятно, будут принимать участие в рабочей группе по внесению изменений в текст документа, если регламент будет принят до вступления в силу закона, то он наверняка будет вновь пересматриваться, уже согласно новым нормам стандартизации.

Болезненные потуги рождения Техрегламента так и не увенчались созданием вразумительного нормативного документа. Ни министерство, ни операторы рынка не смогли довести до ума начатое, и когда петух клюнул, оказалось, что государство и рынок по новым правилам жить не готовы. В итоге с 10 июля будут действовать новые порядки, а рынок продолжит жить по-старому. По мнению экспертов, регламент стал своеобразной данью европейской моде, реализация которого выполнена в лучших украинских традициях. Каким будет доработанный Техрегламент, пока не известно. Однако участники рынка сходятся во мнении, что многие вопросы, которые должны будут нормироваться этим документом, можно было решить, внеся изменения в ДСТУ. Однозначно можно утверждать, что ощутимых преимуществ от Техрегламента рынок не получит, в то время как риски становятся особенно актуальными.

Евгений Мочалов

9.07.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua