Таможня отделила Киев от Москвы

С 12 ноября 2013 года на всей российско-украинской границе таможня РФ ввела «мероприятия по обеспечению соблюдения транзита товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза (ТС)». Ранее такие нововведения были внедрены в пунктах пропуска на границе России с Украиной в пределах Луганской и Донецкой областей. Согласно новым правилам, для оформления грузов и транспортных средств перевозчикам в пунктах пропуска нужно будет предоставить необходимые сертификаты для въезда на территорию РФ.

В конце октября новые правила транзита вызвали скопление нескольких сотен фур, которые не могли въехать на территорию России. Тогда российские таможенники сообщили, что отказываются от использования так называемых книжек международных дорожных перевозок (МДП) при пересечении границы. Транзит без книжек МДП уже реализован на Северном Кавказе, в Приволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. С 28 октября 2013 года меры обеспечения соблюдения транзита по правилам Таможенного союза вводятся в Южном таможенном управлении, а также в Домодедовской, Шереметьевской и Внуковской таможнях.

Вчера же особых пробок на российско-украинской границе отмечено не было. «Сейчас в пунктах пропуска на границе с Россией накопления грузовых транспортных средств не наблюдается. Все пункты пропуска работают в штатном режиме. Однако в случае необходимости Государственная пограничная служба Украины готова усилить пограничные наряды для ритмичного пропуска транспорта», - сообщили украинские таможенники. Российская таможня подтверждает эту информацию.

«Все пункты пропуска на российско-украинском участке границы работают в штатном режиме. Всего за сутки Белгородской, Брянской, Воронежской и Курской таможнями были оформлены 1522 грузовые автомашины. Наблюдается незначительное скопление грузовых автомобилей на пункте «Троебортное» Брянской таможни», - сообщили российские таможенники.

Между тем на изменение правил транзита отреагировали европейцы. Комиссар ЕС по налогам и таможенным пошлинам Альгирдас Шемета в среду выразил озабоченность в связи с отменой Россией действия книжек МДП (TIR), использующихся при транзитных автоперевозках, цитируют РИА Новости литовскую прессу. Россия намерена к 1 декабря полностью отказаться от книжек МДП. Автоперевозчики должны будут предоставлять другие гарантии уплаты таможенных пошлин на случай, если автомобиль «потеряется» и не доедет до заявленного грузополучателя. С 12 ноября новая система гарантий вступила в силу на всей протяженности границы с Украиной, с 19 ноября ее будут применять на границах с Латвией и Эстонией. «Я особенно озабочен происходящими в России изменениями системы транзита. Еврокомиссия по этому вопросу работает с Россией и международными организациями уже с лета. Мы требуем от России ясности и соблюдения международных соглашений, чтобы любые изменения не ухудшили торговых условий между Россией и ЕС. При возникновении препятствий я прошу торговцев и перевозчиков незамедлительно информировать таможенную администрацию Литвы», - сообщил Шемета.

Система МДП (TIR) работает на основе Таможенной конвенции ООН о международной перевозке грузов 1975 года. Книжки МДП гарантируют уплату таможенных платежей и позволяют проходить пограничные процедуры в упрощенном режиме. Москва инициировала создание в Таможенном союзе своей системы гарантий транзита без использования книжек МДП.

Украинские бизнесмены говорят, что отмена МДП привела к значительному росту затрат на пересечение границы. Об этом, в частности, рассказал агентству «Интерфакс-Украина» председатель Регионального совета перевозчиков - участников Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АсМАП) Валерий Черненко. По его словам, стоимость оформления транзитного груза по территории РФ возросла в несколько раз. «По нашим прогнозам она составит более 2 тысяч грн., притом что стоимость перевозки из Киева в Москву 12 тысяч грн., то есть 20% стоимости фрахта», - отметил он. По словам Черненко, аналогичная процедура существует в Европе, и стоимость указанного оформления составляет, к примеру, в Польше 55 злотых, что в пересчете около 150 грн. Перевозчик недоумевает, почему за одну и ту же процедуру РФ требует в десятки раз больше, чем, например, Польша.

При этом украинцы надеются на рост торговли с Белоруссией. Развитие торгово-экономического сотрудничества с Белоруссией является для Украины одной из важнейших задач, заявил первый зампред Верховной Рады Игорь Калетник. Украинско-белорусский товарооборот за три квартала 2013 года достиг почти 5 млрд. долл., а по итогам прошлого года он приближался к 8 млрд. долл. Впрочем, на украинско-белорусской границе могут возникнуть такие же трудности, как и на украинско-российской. Ведь Белоруссия должна будет соблюдать общие нормы ТС, пока она является членом этого союза.

Михаил Сергеев

14.11.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua