Там, где подешевле

Минтранс РФ предлагает на выбор пять аэропортов для создаваемых бюджетных авиакомпаний

Три крупнейших московских аэропорта будут бороться с двумя подмосковными аэропортами: Раменское и Ермолино - за право стать местом базирования бюджетных авиакомпаний. О создании лоукостеров уже заявили «Аэрофлот» и «Ютэйр», и у них уже есть свои предпочтения.

Минтранс предлагает выбрать из пяти аэропортов место для базирования авиации с дешевыми билетами. В их числе три московских аэропорта - Домодедово, Шереметьево и Внуково, а также два подмосковских - аэродром Раменское, расположенный между городами Раменское и Жуковский, и проектируемый аэропорт Ермолино в Калужской области, который находится на границе с Новой Москвой.

Об этом говорится в докладе Минтранса президенту Владимиру Путину по вопросу создания в Московском авиаузле аэропорта для низкобюджетных перевозчиков. Документ подготовлен во исполнение поручения президента по итогам совещания 3 июля 2013 года, передает ИТАР-ТАСС.

В августе Минтранс обсудил с представителями «Аэрофлота» и других крупнейший российских авиакомпаний: «Трансаэро», «Сибирь» и «Ютэйр» - вопрос использования московских аэродромов для низкобюджетных перевозок. Однако «Аэрофлот», который уже разработал бизнес-план создания дочерней лоукост-авиакомпании, остался при своем мнении. Он считает приоритетным аэропортом для базирования своего нового перевозчика - Домодедово. В свою очередь «Ютэйр» подтвердил свои намерения по развитию лоукостера на базе аэродрома Ермолино.

Раменское

Руководство аэропорта Раменское пытается договориться с перевозчиками, чтобы они выбрали именно их аэропорт. «Мы прорабатываем наши возможности как базы для лоукост-перевозчиков», - подтвердил ИТАР-ТАСС исполнительный директор международного аэропорта Раменское Владимир Борисов, но уточнил, что этот вопрос только начинает изучаться.

«Что касается лоукост-перевозок, мы запросили техзадание у «Аэрофлота» и других перевозчиков насчет того, какие условия базирования могли бы сделать аэропорт Раменское привлекательным для такого рода перевозок», - пояснил Борисов.

Приоритетом развития Раменского Борисов назвал формирование базы для грузовых авиаперевозок, затем для бизнес-авиации и, наконец, для чартерных пассажирских перевозок. С учетом этих ориентиров готовится генплан развития аэропорта, все сертификационные работы планируется провести до конца года.

Сейчас аэродром Раменское используется в интересах экспериментальной авиации ЛИМ им. Громова (это дочерняя компания Объединенной авиастроительной корпорации) и находится в ведении Минпромторга. Этот аэродром способен принимать любые типы воздушных судов без ограничения взлетной массы. Основная полоса аэродрома - самая длинная в России, около 5,4 тыс. метров.

В августе вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонно-промышленный блок, дал поручение проработать вопрос открытия Раменского «для международных полетов российских и иностранных авиакомпаний, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки».

Ермолино

Аэродром Ермолино расположен в Калужской области в 80 км от МКАД и в 81 км от московского аэропорта Внуково. Сейчас он используется для совместного базирования авиации МВД России, Минобороны, Госкомоборонпрома и для грузовых перевозок на внутренних воздушных линиях.

Однако в начале года правительство одобрило размещение в Ермолино авиакомпании «Ютэйр» для пассажирских перевозок. Но для запуска таких перевозок сначала требуется привести аэропорт в соответствии с требованиями гражданской авиации.

Впрочем, власти Калужской области весной уже начали строить терминал и реконструировать взлетно-посадочные полосы аэропорта Ермолино, а также проводить сертификацию, которая позволит использовать этот аэропорт для гражданских коммерческих полетов. Минтранс ранее оценивал затраты на реконструкцию Ермолино в 23 млрд. рублей.

Какой лучше

«Инвестиции в создание, развитие и эксплуатацию инфраструктуры косвенно влияют на стоимость авиаперевозки посредством тарифов и сборов за ее использование. Поэтому использование уже существующей аэропортовой инфраструктуры всегда более целесообразно для лоукост-перевозчика, чем вновь создаваемой», - говорит газете ВЗГЛЯД заместитель руководителя практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы VEGAS LEX Карен Аракелян.

«При этом сам перевозчик стремится сократить расходы в максимальном объеме, поэтому не будет инвестировать в строительство новых терминалов или аэропорта», - замечает Аракелян.

«Ютэйр» подтвердил свои намерения по развитию лоукостера на базе аэродрома Ермолино»

По примерной оценке эксперта, если строить аэропорт с нуля, то затраты могут составить минимум 10-20 млрд. долларов. При этом на строительство аэродромной инфраструктуры, как показывает практика, требуется меньше денег, чем на развитие внешней инфраструктуры - автомобильных и железнодорожных дорог.

Поэтому разумней использовать для лоукост-перевозок имеющиеся малые аэродромы Подмосковья, у которых уже есть некая аэродромная инфраструктура, а также подъездные пути в виде автодорог и железных дорог. С этой точки зрения правильно, что исключили аэропорт Быково. Это не лучший вариант, так как там отсутствует как таковая инфраструктура, он давно не эксплуатируется, соответственно, на его модернизацию потребуются большие инвестиции.

Однако делать большой аэропорт на базе аэродрома Раменское тоже нецелесообразно, хотя он и имеет две хорошие взлетно-посадочные полосы. «Потому что этот аэродром находится в прямом конфликте по воздуху с Домодедово и частично с Внуково, плюс имеет ограничения по пропускной способности», - поясняет эксперт.

Аэродром Ермолино, впрочем, так же, как и Клин, эксперт считает более пригодным вариантом для создания там нового аэропорта. «У них уже есть взлетно-посадочные полосы, которые, конечно, придется реконструировать. Их отличает хорошая транспортная доступность. Плюс они расположены таким образом, что не имеют воздушных конфликтов с другими аэропортами», - считает Аракелян.

Использование же трех московских аэропортов для лоукост-перевозок - менее подходящая затея хотя бы потому, что их мощности (в том числе воздушные) по перевозке пассажиров уже находятся на пределе. Эксперты ранее посчитали, что к 2030 году пассажиропоток в Москве вырастет втрое - до 179 млн. человек с нынешних 64 млн. человек. И даже если модернизировать все три аэропорта: Шереметьево, Домодедово и Внуково, - они все равно смогут перевозить максимум 144 млн. человек. А такой пассажиропоток будет достигнут уже к 2026 году.

И для этого потребуется еще сделать очень много - довести всю аэродромную и внешнюю транспортную инфраструктуру до предельного уровня, то есть построить дополнительные взлетные полосы, новые дороги и оснастить двухэтажными составами «Аэроэкспресс». Эти работы будут стоить от 230 до 511 млрд. рублей, посчитали эксперты.

Именно поэтому, как писала газета ВЗГЛЯД, в начале июля на совещании президента по развитию московского авиаузла власти стали обсуждать вариант появления четвертого аэропорта в Москве.

В любом случае чтобы выбрать подходящий аэропорт второго эшелона московского авиаузла для лоукост-перевозок - Раменское, Ермолино, Кубинка, Клин и т. д., - необходимо в первую очередь сравнить затраты перевозчика в отношении каждого конкретного аэропорта. Для этого надо провести детальный инвестиционный анализ целесообразности использовать тот или иной аэропорт второго эшелона. Но такой анализ никогда не проводился, отмечает эксперт.

У России нет опыта в создании аэропортов для низкобюджетных перевозок. Однако, согласно мировой практике, лоукост-перевозчики предъявляют, как правило, очень невысокие требования к аэропортовым терминалам. «В целях снижения себестоимости перевозки оптимальными являются одноэтажные терминалы - ангарного или блочного типа, без существенных инженерных систем, без эскалаторов, телетрапов и т. п.», - отмечает Аракелян.

«При этом российские перевозчики, планирующие развивать лоукост-сегмент, в настоящий момент обращают большее внимание на регулирование перевозок, чем на инфраструктуру. К примеру, для успешного развития лоукост-перевозок необходимо введение невозвратных билетов, отмена обязательного питания, обязательной обработки багажи и регистрации пассажиров», - отмечает эксперт.

Последнего авиакомпании уже почти добились. Как писала газета ВЗГЛЯД, Минтранс подготовил поправки, разрешающие авиакомпаниям не включать в тариф билета бесплатный багаж, а также стоимость питания на борту и риск возврата билета. Только, это по расчетам экспертов, должно снизить цену перевозки на 10-15%. В свою очередь «Аэрофлот», который уже пообещал в 2014 году создать бюджетного авиаперевозчика, ждет удешевления билетов на 20-40%.

Ольга Самофалова

13 сентября 2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua