Суровые годы уходят…

Если в стране кризис, то никому не удастся остаться в стороне. Самым непосредственным образом чувствуют это участники рынка нефтепродуктов, убеждаясь в том, что в 2008 г. были только цветочки. Колебания на валютном рынке, рост цен более чем на 40% за пару месяцев, снижение потребления и обостряющаяся ситуация на Востоке страны - все это будет иметь очень серьезные последствия для рынка. До берега догребут далеко не все, как это было и в 2008-м.

То, о чем так долго говорили, произошло в апреле. По оперативным данным, поставки бензина и дизтоплива на рынок сократили на 30% по сравнению с прошлогодним показателем (на 33% «просели» бензины и на 27 - дизтопливо). Для сравнения: колебания в пределах 5% ранее считались значительными.

Причин несколько. Главная - многие трейдеры отказались от поставок из-за галопирующего валютного курса. И не прогадали. «Каждый литр, который мы продавали в апреле, принес убытки, оптовые цены были ощутимо выше розничных», - описывает ситуацию один из розничных трейдеров.

Но проблема и в том, что существенно снизились продажи, и это теперь надолго. Почему так? Посмотрим динамику цен. Бензин А-95 с начала года подорожал на 42,2% (на 4,5 (!) грн./л), но рекорд принадлежит дизтопливу: с январь по май цены выросли на 53,2% - с 9,63 до 14,75 грн./л. Повышенные темпы роста по сравнению с бензином связаны с крайне «своевременным» решением правительства повысить с 1 апреля акциз вдвое - с 46 до 98 евро/т. В результате перемещаться по Киеву стало намного проще, а кое-где на периферии уже можно ездить с завязанными глазами - все равно никого не встретишь.

Еще одним фактором снижения поставок стала оккупация Крыма. В апреле на полуостров начали поступать российские нефтепродукты, а «украинские», соответственно, «заезжать» туда перестали. Кроме того, операторы отмечают обвал продаж. «Этой весной наша крымская сеть продает в день в шесть раз меньше, чем в прошлом мае», - на условиях анонимности рассказал руководитель национальной розничной сети, которая в минувшем марте неожиданно стала международной. Крым из топливного баланса Украины выпал, унеся с собой около 4,4% в годовом исчислении.

Совсем грустно обстоят дела с маржами. Этой весной если кто и заработал, так это оптовики, которые переоценивали товар по несколько раз на день во время валютного ралли, закладывая риски по полной. Розничным продавцам, работающим в условиях большей конкуренции, так не повезло. Рост был запоздалым и растянутым, что в условиях ежечасного роста закупочных цен обернулось весьма длинным «минусом». По имеющимся данным, финансовый результат всех ведущих сетей АЗС в январе-апреле 2014 г. - убыток. «Надо было просто снимать топливо со свободной продажи, уходить в обслуживание корпоративных клиентов. Ничего бы не заработали, но и не потеряли бы», - машет кулаками после драки один из крупных ритейлеров.

Другим выходом могло бы стать оперативное реагирование на валютный курс, с изменением цены пропорционально опту. Правда, в этом случае цена на пике «завалилась» бы за 18 грн./л, тогда как по факту не превысила 16 грн./л. Теперь же владельцы АЗС безуспешно пытаются объяснить всей стране, почему курс доллара упал, а цены на колонке - нет. А в свободное от этого время подсчитывают убытки. Если «грязная» розничная маржа в прошлом году составила в среднем 1,42 грн./л, то по итогам четырех месяцев 2014 г. - 0,38 грн./т.

Как видно на рисунке, в марте бензоколонки фактически доплачивали потребителю по 24 коп. на литре, в апреле торговали без наценки. В связи с этим падение объемов продаж в апреле можно считать весьма удачным обстоятельством. При этом отсутствие наценки не означает отсутствие убытков: зарплаты, эксплуатационные расходы, налоги и прочие обязательные платежи никто не отменял. Если учесть, что эти затраты суммарно составляют 0,8-1,0 грн./л, то в этом году прибыли еще никто не видел. И увидит нескоро.

nefteprod.jpg

Это подтверждается участившимися сообщениями о готовности ритейлеров продать свой бизнес. «Прошлый год был достаточно успешным, но об этом уже никто не помнит. До конца этого года доплывут не все», - уверен один из авторитетных участников рынка. Другое дело, что очередь из покупателей на зашатавшиеся активы не выстраивается. Ну что, есть желающие сегодня инвестировать в Украину?

На десерт - Восток. Одну станцию под Славянском сожгли, в навес комплекса донецкой компании «Аси Ойл» угодил снаряд. У «Галнафтогаза» два современных бензовоза стоимостью 150 тыс. евро каждый пошли на укрепление баррикад «мирных протестантов». Местный лидер, компания «Параллель», входящая в СКМ, была вынуждена закрыть четыре комплекса в Славянске. В начале мая захватили Ровеньковскую нефтебазу (Луганская область), облегчив ее содержимое на 800 т. Нападения, грабежи, вымогательство и шантаж - сегодняшние трудовые будни топливных ритейлеров Донбасса. На момент сдачи материала многие колонки в горячих точках допродавали остатки, чтобы остановиться.

Сергей Куюн

20.05.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua