«Сургутнефтегаз» нашел способ транспортировки дизтоплива с Киришского НПЗ

«Сургутнефтегаз» предлагает «Транснефти» построить нефтепродуктовую трубу от Киришского НПЗ до Усть-Луги, рассказал источник, близкий к «Транснефти». Такой вариант обсуждается, подтвердил источник в «Роснефтьбункере» (оператор нефтепродуктового терминала в порту Усть-Луга, структура Gunvor). Представитель

«Транснефти» говорит, что она ведет переговоры со многими нефтяными компаниями о том, что необходимо строить продуктопроводы. Представители «Сургутнефтегаза», Gunvor, НМТП???? отказались от комментариев.

«Киришинефтеоргсинтез» - единственный нефтеперерабатывающий завод «Сургутнефтегаза». По данным ЦДУ ТЭК, в 2013 г. переработка нефти на Киришском НПЗ составила 19,8 млн. т. Выпуск дизтоплива - 5 млн. т, из которых, по оценке экспертов ИАЦ «Кортес», экспортировано 3,4 млн. т (40% через порт Приморск, 31% - через Санкт-Петербург, 28% - через Высоцк, 1% - через Усть-Лугу), поставлено на внутренний рынок 1,6 млн. т. В декабре 2013 г. на заводе был введен в промышленную эксплуатацию комплекс глубокой переработки нефти - самый крупный в Европе. «Проектная мощность комплекса составляет 4,9 млн. т мазута с получением высококачественного дизельного топлива и авиационного керосина», - сообщала компания. Тогда же начат прием топлива в систему магистрального нефтепродуктопровода по маршруту Кириши - Приморск (выходит на терминал группы НМТП - в порту Приморск, оператор - «Транснефтепродукт»). «В целом только прибавка по дизельному топливу составит 2,1 млн. т и по бензину - 600 000 т год. Все производимое на комплексе дизтопливо будет соответствовать стандарту «Евро-5», - говорил в июне 2013 г. на годовом собрании акционеров гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов (цитата по «Интерфаксу»).

«Компания наращивает выпуск дизельного топлива и сейчас ищет варианты его сбыта», - объясняет источник, близкий к «Транснефти». Какой объем топлива «Сургутнефтегаз» хочет направить на Усть-Лугу, не ясно. Нефтепродуктопровод протяженностью примерно 300 км (от завода до Усть-Луги) и мощностью 2 млн. т может стоить около 20 млрд. руб., подсчитал содиректор «Инвесткафе» Григорий Бирг.

Gunvor, владеющий перевалочной инфраструктурой в Усть-Луге, не чужой «Сургутнефтегазу». Словладелец Gunvor Геннадий Тимченко начинал путь в бизнесе с торговли нефтепродуктами Киришского НПЗ. Трейдер также получал крупные контракты на торговлю нефтью и нефтепродуктами «Сургутнефтегаза». Тимченко признавался «Ведомостям», что у него есть небольшой пакет акций «Сургутнефтегаза» - «совсем маленький пакет, чуть больше нуля».

Еще одна причина, почему «Сургутнефтегаз» может искать дополнительные пути сбыта, - перегруженность продуктопровода. Нефтепродуктопровод «Север» (Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск) был введен в мае 2008 г. Его мощность - 8,4 млн. т, сейчас идет расширение трубопровода до 15 млн. т к 2016 г. В 2013 г. компании прокачали 9,2 млн. т, заявок на текущий год - на 10,5 млн. т, говорит источник. «Ситуация в российской нефтепереработке планомерно изменяется в сторону увеличения объемов производства именно высококачественного продукта, соответствующего классу 5, происходит устойчивый рост его экспорта, - рассказывал в июне 2013 г. в интервью журналу «Трубопроводный транспорт нефти» заместитель вице-президента «Транснефтепродукта» Владимир Назаров. - Первыми, еще в 2008 г., сдавать высококачественное топливо в систему (трубопровод из Кстова в Приморск. - «Ведомости») стали три завода - Ярославский, Рязанский и Нижегородский». В 2012 г. перешли на выпуск качественного топлива и подключились к системе «Таиф-НК» и Пермский НПЗ, 1 января 2013 г. в перекачку включился Омский НПЗ, в апреле присоединились уфимские НПЗ. С мая 2013 г. по трубопроводу экспортирует дизтопливо через Приморск Московский НПЗ.

Переговоры о строительстве новых труб всегда упираются в финансирование, признает представитель «Транснефти»: предложение финансировать нефтепродуктопроводы за счет надбавки к нефтяному тарифу было заблокировано ФАС. Чиновник в одном из профильных ведомств говорит, что, если решение о строительстве отвода будет принято, его финансирование ляжет на «Сургутнефтегаз». Такой опыт есть: «Транснефть» и «Лукойл» согласовали строительство ответвления от проекта «Север» к терминалу нефтяной компании в порту Высоцк. «Лукойл» его построит сам, а «Транснефть» возьмет на себя строительство головной перекачивающей станции в порту Приморск. Инвестиции «Лукойл» вернет через тариф. Ранее компания планировала экспортировать по отводу более 3,5 млн. т дизтоплива.

Галина Старинская

19.02.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua