Старые вагоны пойдут на свалку

Обязательную сертификацию на соответствие требованиям безопасности и качества теперь должны проходить все без исключения железнодорожные вагоны, решили в российском правительстве. Такое решение, как предполагается, должно обеспечить безопасность на железной дороге и пассажирам, и грузам, а также обновить старый, еще советский парк, что даст мультипликативный эффект экономике.

1 августа правительство РФ ввело единые требования к сертификации для обеспечения безопасности при эксплуатации широкого спектра железнодорожной продукции (грузовые вагоны с продленным сроком службы, предназначенные для эксплуатации как на линиях с широкой колеей, так и с узкой, пассажирские вагоны, вагоны городского транспорта, оборудование и подвижной состав железных дорог, прошедшие продление срока службы).

Со 2 августа 2014 года также вступил в силу Технический регламент Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана, который предполагает продление срока службы вагонов в России с условием их модернизации и сертификации.

Сертификация вновь вводимых в эксплуатацию вагонов с продлением срока службы позволит повысить безопасность на федеральном железнодорожном транспорте. Установленная Федеральным законом 184 и Техническим регламентом Таможенного Союза процедура проверки соответствия вагонов нормам безопасности принесет в процесс продления четкий регламент, ответственность участников процесса, а также позволит выявить явно небезопасный подвижной состав.

Обеспечить безопасность

Новая система должна повысить безопасность как грузовых, так и пассажирских перевозок. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова,

«оставлять на путях вагоны, которые уже отслужили свой срок, просто катастрофично». С 1997 года сертификация успешно действует на федеральном железнодорожном транспорте: было выдано уже больше 10 000 сертификатов.

При этом сейчас выявлено значительное несоответствие технических параметров грузовых вагонов, спроектированных до 1997 года, современным эксплуатационным нагрузкам, что несет серьезную угрозу безопасности работы железнодорожного транспорта. Действующий на территории трех стран новый технический регламент обезопасит российский рынок от ввоза вагонов и их деталей, прошедших продление срока службы без обязательного подтверждения соответствия отечественным нормам и требованиям. Кроме того, предусмотрен двухлетний переходный период (2015-2016 гг.), когда при нехватке таможенных стандартов операторы смогут использовать собственные доказательства соответствия вагонов требованиям регламента.

Операторам на пользу

Генеральный директор компании «Нефтетранссервис», одного из ведущих операторов железнодорожных перевозок, Александр Тертычный поддерживает постановление правительство об обязательной сертификации. «С точки зрения рынка обязательная сертификация вагонов с продленным сроком службы является положительным фактором. Во-первых, это позволит убрать с рынка действительно устаревший парк. Во-вторых, учитывая очевидный профицит, в ближайшем будущем это позволит его контролировать», - говорит топ-менеджер.

В данном вопросе нужно исходить из интересов экономики страны, подчеркивает он. «Мы также являемся собственниками старого парка, но эту меру (введение сертификации. - Газета.Ru»] поддерживаем, несмотря на то что в краткосрочной перспективе продление старого парка дает дополнительный положительный финансовый результат. Мы учитывали эти риски при приобретении подвижного состава, -- говорит Тертычный, - При восстановлении баланса спроса и предложения вагонов, скорее всего, стоимость аренды парка повысится, что позволит операторам приобретать у вагоностроителей новый подвижной состав». Поэтому в долгосрочной перспективе выиграют все участники рынка и эта мера положительно скажется на системе грузоперевозок по железной дороге в целом, добавил руководитель НТС.

Устранить коррупцию

По мнению участников рынка, сертификационный процесс для продлеваемых вагонов также позволит исключить коррупцию, которой так страдала предыдущая практика продления. «Все мы помним массовые злоупотребления в процессе продления на основе технических решений, которые были выявлены Ространснадзором РФ», - напоминает «Газете.Ru» участник рынка, знакомый с ситуацией. Боязнь собственников старых вагонов перейти на продление через сертификацию объяснима, рассуждает источник. Зачем исполнять закон Российской Федерации и проходить процедуру, которую большинство участников рынка считает дорогой и сложной, если можно просто купить непонятное с точки зрения законности техническое решение - быстро и дешево. Впрочем, в условиях Таможенного союза возможны варианты. «Возможно, продление в Белоруссии или Казахстане будет дешевле и легче, чем в России, поэтому многие операторы постараются пройти сертификацию на территории этих государств и использовать вагоны на всем полигоне 1520», - пояснил корреспонденту «Газеты.Ru» один из крупнейших грузоотправителей.

Экономика в плюс

Исключение пришедших в негодность старых вагонов, которые снижают эффективность грузовых перевозок, будет способствовать оптимизации парка российских железных дорог. По словам исполнительного директора НП «Объединение вагоностроителей» Василия Варенова, «списание старых вагонов позволит снизить профицит вагонов на сети, увеличить скорость движения и доходную составляющую; ещё одним важным фактором влияния нового регламента и введения обязательной стандартизации является развитие рынка вагоностроения за счет замены устаревшего парка на современный подвижной состав».

В целом с установлением новых правил сертификации на железнодорожном транспорте для российской экономики возникает мультипликативный эффект, который, по экспертным оценкам, может составить около 80 млрд. руб. в период с 2014 по 2016 год.

Иделия Айзятулова

6.08.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua