Спорткары эпохи социализма

UVMV 1100 GT, Skoda 110 Super Sport и Melkus RS 1000 - эти спортивные автомобили возникли на рубеже 1960-х и 1970-х годов в Чехословакии и ГДР. Они должны были доказать, что и в странах Восточного блока может появиться машина, созданная для роскоши. Но из трех проектов только один попал в производство в ограниченном количестве.

Всеобщая волна веселья в конце 1960-х годов стала причиной того, что инженеры стали мечтать о проекте автомобиля для развлечений. Они хотели создать низкое спортивное купе с расположенным впереди мотором и с задним приводом. И после начала периода нормализации их мечта смогла просуществовать пару лет.

Конкуренцию ей составлял спорткар обтекаемой формы, разработанный Институтом по разработке транспортных средств. Но ни одна из этих машин, к сожалению, не попала в серийное производство. Счастье улыбнулось конкуренту из Восточной Германии.

Создание спортивного автомобиля в ГДР на переломе 1960-х и 1970-х годов казалось чудом. Проектом руководил Хайнс Мелкус (Heinz Melkus), гонщик и конструктор, у него было значительное преимущество - хорошие связи с политиками. И еще у него был опыт - он уже создал гоночный автомобиль Junior.

Мелкусу удалось составить команду из специалистов, среди которых были инженеры автомобильного завода AWE и высших учебных заведений, а также дизайнеры из берлинского университета искусств. Результатом их работы стал автомобиль, за который в те времена было бы не стыдно любому именитому автомобильному концерну. По крайней мере за внешний вид спорткара, использованная техника соответствовала тому, что можно было достать в ГДР.

Мелкус решил, что создаст автомобиль исключительно из отечественных деталей. Поэтому в центре шасси он разместил двухтактный трехцилиндровый двигатель от Wartburg. Первые экземпляры были с литровым мотором, позже автомобили стали оснащаться двигателем объемом 1,1 литра. Мощность Melkus RS 1000 составляла 70 лошадиных сил, что для спортивного автомобиля совсем не много. Но у Melkus было преимущество за счет своей легкой конструкции. Автомобиль весил 850 килограмм и мог разгоняться до 160 километров в час. Чтобы достичь 100 километров в час, автомобилю требовалось около 12 секунд.

Машины, попав на гоночные трассы, пользовались значительным вниманием зрителей. Поэтому началось их серийное производство: около 20 штук в год. В общей сложности с 1969 по 1979 год с конвейера сошел 101 Melkus RS 1000, и сегодня эти автомобили - ценные находки для коллекционеров. Питер Мелкус, сын основателя марки, на автосалоне во Франкфурте в 2009 году представил прототип преемника легендарного автомобиля - Melkus RS 2000. Но он, в отличие от своего социалистического предшественника, в производство не попал.

Притягивающее взгляд купе 110 Super Sport (тип 724) большинство фанатов знают по фильму ужасов с Дагмар Гавловой (Dagmar Havlová) и Иржи Менцелем (Jiří Menzel) об автомобиле, который высасывал кровь водителей с помощью педали газа. В кинокартине автомобиль назывался Ferat (явная пародия на Ferrari). Но на самом деле это был переделанный прототип Skoda, впервые представшей перед публикой в 1971 году. Фильм вышел только спустя десять лет.

Над спортивной моделью работали дизайнеры завода AZNP, Квасины. Инженеры предложили кузов из стеклопластика строгой квадратной формы с поднимающимися передними фарами. Интерес представлял и нетрадиционный подход к интерьеру: поднималась вся передняя панель вместе с крышей и лобовым стеклом. Доступ к мотору открывался опять же через поднимающуюся заднюю часть.

За движение отвечал мотор от Skody 110. Это был четырехцилиндровый двигатель объемом 1,1 литра, но для Super Sport его немного переделали, добившись мощности 73 лошадиных силы. У автомобиля был задний привод и механическая четырехступенчатая коробка передач. Skoda 110 Super Sport весила 898 килограмм, развивала максимальную скорость 180 километров в час и разгонялась до 100 километров в час за 15,3 секунды.

Международной публике автомобиль представили в 1972 году в Брюсселе. И хотя к машине был проявлен интерес, серийное производство так и не было одобрено. По крайней мере, прототип Skoda 110 Super Sport сделал карьеру в кино. Машина появилась в фильме «Завтра встану и ошпарюсь чаем» (Zítra ráno vstanu a opařím se čajem). Тогда она была еще в оригинальном исполнении. С новыми фарами, черным лаковым покрытием и красными полосами она превратилась в «вампира из Ферата». Сегодня Škoda 110 Super Sport занимает почетное место в музее Skoda в Млада-Болеслав.

Внимательный зритель во время просмотра фильма «Вампир из Ферата» заметит, что помимо Skoda 110 Super Sport сразу в нескольких сценах появляется еще один интересный спортивный автомобиль. Это купе обтекаемой формы с поднимающимися фарами и мотором, расположенным в центре. Речь идет о UVMV 1100 GT, автомобиле, который создали в Институте по разработке транспортных средств и представили публике на выставке в пражском районе Голешовице в 1970 году.

Как и у Skodа 110 Super Sport, у 1100 GT был кузов из стеклопластика. В движение автомобиль также приводил мотор от Skoda 110, но в данном случае у него был слегка увеличен объем. Разработчикам удалось добиться мощности 75 лошадиных сил, то есть на 2 силы больше, чем у Skoda. 1100 GT весил 843 килограмма, разгонялся до 173 километров в час и достигал 100 километров в час за 13,7 секунды.

К сожалению, даже этот удачный экземпляр так и не попал в серийное производство, хотя автомобиль был представлен на автосалоне в Женеве. Правда, появилось несколько копий, которые в домашних условия создали любители. Так, в 1977 году один автомобиль был собран в Кельне. Но у этой гоночной машины уже были шасси и мотор от более новой Skoda 130 RS. Еще позже автомобиль получил двухлитровое сердце от Alfа Romeo.

Ян Маркович

20.08.2013 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua