Спор на миллиард. Кому достанутся почти четверть акций АвтоКрАЗа

В конце июня Киевский хозяйственный суд выставил на публичные торги 23% акций ПАО АвтоКрАЗ, находящихся в залоге у Ощадбанка. Вырученные средства пойдут в счет погашения долга автопроизводителя перед этим банком.

Сейчас контроль над крупнейшим украинским производителем грузовых автомобилей у группы Финансы и Кредит Константина Жеваго. Ряд СМИ интерпретировали решение суда о принудительной продаже акций как корпоративный конфликт, в ходе которого Жеваго может потерять контроль на заводом.

ЛІГАБізнесІнформ разбиралась, кто претендует на долю в предприятии.

За что спорят

В решении суда (№ 910/20475/13 от 24 июня 2014 года) говорится, что с октября 2008 года по ноябрь 2013-го АвтоКрАЗ задолжал банку 774 млн. грн. (500,7 млн. грн. - долг по кредиту; 273,3 млн. грн. - долг по просроченным процентам). Также суд по просьбе банка начислил предприятию 52,5 млн. грн. пени, штраф в 57 млн. грн. и 22,8 млн. грн. от инфляционных потерь. В итоге набежало 906,2 млн. грн.

Банк открыл АвтоКрАЗу кредитную линию в 2008-м, компания брала деньги под закупку комплектующих, энергоносителей, выплату заработной платы и налоги. Долг обслуживали до начала 2010 года, после чего выплаты прекратились. В ответе АвтоКрАЗа ЛІГАБізнесІнформ говорится, что предприятие не могло дальше обслуживать кредит из-за кризиса и падения продаж КрАЗов. Также на предприятии уверяют, что государство не возмещало задолженность по НДС.

В пресс-службе банка ЛІГАБізнесІнформ сообщили, что сотрудничают с АвтоКрАЗом с 2002 года. За это время было открыто три кредитные линии общим лимитом $121 млн. С 2002-го по 2009-й АвтоКрАЗ погасил две из них на сумму $65 млн. «Третья кредитная линия была открыта в 2008 году для поддержания компании в период финансового кризиса. Неоднократно проводилась реструктуризация кредитной задолженности. С февраля 2010 года АвтоКрАЗ прекратил уплату процентов. Просроченная задолженность по основному долгу составляет 500,7 млн. грн. Сумма просроченных процентов - 304,3 млн. грн.», - пояснили в банке.

В пресс-службе банка добавили, что судебные решения о взыскании задолженности неоднократно обжаловались АвтоКрАЗом, но высшими судебными инстанциями оставлены в силе. Также хозяйственными судами отказано в удовлетворении иска АвтоКрАЗа о признании недействительным кредитного договора.

Почем акции

Чтобы выплатить часть долга, суд постановил продать на публичных торгах 22,96% акций ПАО АвтоКрАЗ, находящихся в залоге по кредиту. Акции принадлежат компаниям Нафтохимкомплекс (5,13%), Укртехвуглець (9,85%), Газотурбинные технологии (0,9%) и Гармоника (7,08%).

Судебная экспертиза установила, что цена реализации одной акции не должна быть ниже 0,071 грн. А это - 8,25 млн. грн. (доля Нафтохимкомплекса), 15,8 млн. грн. (Укртехвуглець), 1,5 млн. грн. (Газотурбинные технологии) и 11,4 млн. грн. (Гармоника). Всего около 37 млн. грн. «Продавать акции будет не АвтоКрАЗ, а банк. При сегодняшнем рынке выручить удастся не более 50 млн. грн., что не покроет даже десятую часть финансовых претензий банка. Поэтому смысла в такой продаже нет», - отмечает руководитель аналитического департамента инвесткомпании Concorde Capital Александр Паращий.

Эксперты уверены, что Константин Жеваго (на фото) не утратит контроль над предприятием, и велика вероятность, что он эти акции и выкупит. «Потеря 23% акций не приведет к потере контроля над компанией. К тому же акции могут купить и предприятия Жеваго», - говорит Александр Паращий.

С ним соглашается старший аналитик инвесткомпании Арт Капитал Алексей Андрейченко: «Вероятность утраты контроля над АвтоКрАЗом для Жеваго равна нулю. Поставщики КрАЗа никому, кроме самого КрАЗа, не нужны. У большинства слишком специфическая продукция, да и пакеты миноритарные. Дивиденды они не получат из-за трансфертного ценообразования с КрАЗом. Что касается акций самого производителя, сейчас, учитывая новую роль украинской армии и большие госзаказы, это предприятие могло бы быть интересно стратегическому инвестору».

Сегодня у компании есть крупный госзаказ на поставку техники для нужд армии (объем заказа и его стоимость на предприятии не разглашают. По данным ЛІГАБізнесІнформ, речь идет о сотнях грузовиков для перевозки личного состава моделей «Солдат» и «Спецназ», бронированных грузовиков, а также бронеавтомобилей).

«Учитывая, что Украина загружает предприятие заказами, не самая плохая инвестиция была бы купить этот пакет государству, а потом выжимать из Жеваго прибыльность и получать 30% дивидендов. Но я не слышал о таких случаях, чтобы сегодня государство что-то покупало, наоборот, хочет все продать, чтобы наполнить казну», - говорит Андрейченко. По его словам, пакет может заинтересовать инвестора с опытом корпоративных войн при наличии миноритарных пакетов. «По большому счету, пакет, конечно, проблемный и тут нужен специфический опытный инвестор», - пояснил аналитик.

В Ощадбанке не ответили, будут ли они участвовать в торгах за долю АвтоКрАЗа.

Как выплатить долги

«Очевидно, самый лучший выход из сложившейся ситуации - реструктуризация кредита», - полагает Паращий. Это банальная бизнес-ситуация, которую пытаются решить обналичиванием активов», - добавляет Андрейченко. «Самое логичное решение - это государству договариваться с Жеваго по погашению или реструктуризации долга: у них сейчас тесное сотрудничество и взаимная выгода от непрерывной работы предприятия», - говорит аналитик.

Судя по объему сегодняшних заказов, АвтоКрАЗ может погасить долг перед Ощадбанком в течение года. «Учитывая ситуацию, Ощадбанк может пойти на уступку и переоформить кредит на два-три года, чтобы внести свою лепту, но просто прощать долг никто не станет», - отметил Андрейченко.

Но похоже, договориться сторонам полюбовно будет сложно. В банке уверяют, что понимают стратегическое значение АвтоКрАЗа для страны и неоднократно шли на уступки, предоставляя возможность перекредитования. «В 2011 году между банком и АвтоКрАЗом было проведено несколько переговоров по реструктуризации задолженности и прекращению судебных процессов. К сожалению, никаких конкретных шагов со стороны ПАО АвтоКрАЗ по погашению кредитной задолженности сделано не было. Вместо того чтобы направлять средства на поддержку экономики в это нелегкое для страны время, банк вынужден формировать резервы под проблемный кредит АвтоКрАЗ», - отметили в Ощадбанке.

В Банке подчеркнули, что взыскание задолженности в судебном порядке - единственная возможность вернуть кредитные средства.

На АвтоКрАЗе уверяют, что переговоры с Ощадбанком о внесудебном решении финансового конфликта продолжаются, добавив, что ни одно из судебных решений о наложении взыскания на акции ПАО АвтоКрАЗ, переданные в залог, на сегодняшний день не вступило в законную силу.

Справка: В 2013 году КрАЗ выпустил 930 автомобилей, выручка компании - около 90 млн. грн. В июне Кременчугский автозавод произвел 102 автомобиля (на 7,4% больше, чем в мае). Из общего количества изготовленных автомобилей для Украины произведено 10,8%, дальнего зарубежья - 68,6%, РФ - 20,6%. В целом за первое полугодие КрАЗ выпустил 479 автомобилей (+50% к первому полугодию прошлого года).

Это не первое судебное разбирательство Ощадбанка с АвтоКрАЗом. В феврале этого года в счет долга хозсуд Киева постановил продать на торгах акции ряда поставщиков комплектующих для АвтоКрАЗа. Кроме того, в апреле суд постановил продать 32,7% акций АвтоКрАЗа, которыми владеют компании Новые промышленные технологии, Феррэкспо, Проминек, Перт и Газотурбинные технологии, но приоритетное обременение на эти акции принадлежит банку Финансы и Кредит Константина Жеваго. Эти судебные решения обжалованы в суде апелляционной инстанции.

Денис Кацило

4.08.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua