В госмонополисте по железнодорожным перевозкам «Укрзализныце» уже во второй раз за этот год заговорили об обновлении подвижного состава. На этот раз ведомство решило обзавестись 140 грузовыми вагонами за средства входящих в его состав железных дорог. Чуть более трети из них УЗ построит на Дарницком вагоноремонтном заводе (Киев), остальные - в государственном центре по эксплуатации специализированных вагонов «Укрспецвагон» (поселок Панютино Харьковской области) до 2015 года. Во сколько обойдется такая инициатива УЗ и поможет ли это сократить износ парка грузовых вагонов?
Груз проблем
Ранее о приобретении подвижного состава для «Укрзализныци» у отечественных производителей говорил и министр инфраструктуры Максим Бурбак. Правда, цифры были внушительнее - за два года вагонный парк планировалось пополнить на 11,85 тыс. новых единиц украинского производства. Но эти 140 вагонов не имеют отношения к озвученной масштабной программе обновления состава. Как пояснил старший аналитик ИГ «Арт Капитал» Алексея Андрейченко, новая цифра - то, что компания может построить своими силами, используя только собственные доходы. Ведь под упомянутую глобальную закупку ведомству необходимо привлекать внешнее финансирование под госгарантии.
«Компания смотрит на реальные перспективы, потому и звучит цифра в 140 единиц», - рассуждает Андрейченко. По его словам, деньги на закупку новых вагонов могут прийти либо из собственных доходов, либо от внешних инвесторов, либо из банковской системы кредитования реального сектора. А вот рассчитывать на финансирование из бюджета страны, считает аналитик, УЗ сегодня не представляется возможным, ведь колоссальные расходы планируются на поддержку армии и на восстановление инфраструктуры Донбасса.
К тому же, по мнению Андрейченко, внешние источники сейчас закрыты из-за высокого риска инвестирования в украинские активы. Согласно данным рейтингового агентства Fitch, рейтинг дефолта эмитента «Укрзализныци» в нацвалюте - «CCC», что минимизирует возможности ведомства для поиска новых займов. Банковская система также потребует высокие процентные ставки, которые загонят страдающую от разрушения Донецкой железной дороги (ДЖД) компанию в убытки.
Внутренние же резервы «Укрзализныци», подсчитывает аналитик, не потянут такой объем капитальных инвестиций. «Возможен еще выпуск облигаций, которые госбанки купят даже с низкой доходностью, чтобы помочь УЗ, но получить таким образом сумму порядка $500 млн., необходимую для покупки 12 тыс. вагонов, тоже не будет возможно. УЗ сейчас планирует выпуск облигаций на сумму порядка $330 млн., как в гривневых бумагах, так и в бумагах с привязкой к валюте, но даже этот выпуск в сегодняшних условиях - под большим вопросом», - размышляет эксперт.
Как слону булочка
И хотя УЗ всеми силами старается выполнить обещания замгендиректора ведомства Максима Бланка о закупке подвижного состава у отечественных производителей, приобретение 140 вагонов - это капля в море. По данным аналитика «Арт-Капитала», УЗ должна покупать по 5-6 тыс. вагонов в год, чтобы избежать увеличения износа грузового парка. «В противном случае он будет расти в среднем на 4,5% в год», - утверждает Андрейченко. По состоянию на середину октября 2014 железные дороги Украины эксплуатируют 176 тыс. вагонов, парк вагонов предприятий, подчиненных УЗ, составляет почти 112 тыс. единиц. При этом, по оценкам самой «Укрзализныци», износ парка вагонов составляет 89%, а 54% парка эксплуатируется за пределами нормативного срока службы.
Даже столь малое пополнение обойдется УЗ в миллионы грн.ь. Согласно подсчетам аналитиков, стоимость изготовленных на вагоноремонтных предприятиях УЗ вагонов составит 70 млн. грн. «Такие средства «Укрзализныця» в обычной ситуации может выделить, но конфликт на Юго-востоке Украины может внести свои коррективы», - резюмирует Андрейченко. Ведь чистый убыток ДЖД в январе-сентябре достиг 420 млн. грн., что превышает общий показатель чистой прибыли остальных пяти железных дорог в размере около 340,8 млн. грн.
А вот в УЗ утверждают, что покупка вагонов у собственных предприятий поможет ведомству сэкономить. Так, рыночная стоимость полувагона без НДС составляет 555,6 тыс. грн., а постройка такой транспортной единицы на собственных предприятиях обойдется госмонополисту в 449 тыс. грн.; в таком случае экономия по данной закупке может составить около 14 млн. грн.
Вопреки задекларированной реновации транспорта, в текущем году с обновлением вагонного парка у «Укрзализныци» не сложилось. Аналитик «Арт-Капитала» указывает: в 2012 году госмонополист закупил 204 грузовых вагона, в 2013 году - 723 вагонов, а в текущем году данных о покупке монополистом вагонов нет, хотя и планировалось приобрести 1,52 тыс. единиц без использования госгарантий.
Эксперт резюмирует: для «Укрзализныци» выгоднее всего сейчас выкручиваться ремонтом вагонов и ждать улучшения ситуации, которая приведет к снижению рисков и откроет долговые рынки для компании. Тогда у ведомства будет шанс попытаться остановить старение вагонного парка.
Инна Рослик
29.10.2014 г.