Сошли с поезда. У Укрзализныци рекордный спад пассажиропотока

По итогам первого полугодия 2014-го Укрзализныця (УЗ) рекордно сократила пассажирооборот - на 26,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Последний раз подобный обвал был в 1991-м году. Впрочем, на экономике УЗ такой результат скажется незначительно. Плечо подставили рентабельные грузовые перевозки, которые за первые шесть месяцев этого года сократились всего на 1%.

Куда уходит пассажир

За шесть месяцев 2014 года пассажирооборот украинской железной дороги составил 17,8 млрд. пассажирокилометров: это на 26,8% меньше, чем в прошлом году. На поездах дальнего следования спад еще больше - минус 40,5%. При этом в электричках (пригородное сообщение) украинцы ездить меньше не стали, всего минус 0,1%. Такие данные опубликовала информационно-аналитическая группа Укррудпром.

Во время кризиса 2009 года падение пассажирооборота составило всего 9%, и это было самым значительным сокращением за время независимости Украины.

По мнению руководителя аналитического департамента Concorde Capital Александра Паращия, причина сегодняшнего падения пассажироперевозок лежит на поверхности: аннексия Крыма и ситуация на Востоке. Это подтверждает и статистика. Если в прошлом году удельный вес Приднепровской ж/д (которая обслуживает Крым) в общем пассажирообороте составлял 22,7%, то сейчас - 14,9%.

«В целом эти результаты ожидаемы и еще раз подчеркивают важность крымского направления в украинских пассажироперевозках в летнее время», - констатирует аналитик инвесткомпании Арт Капитал Алексей Андрейченко.

С ним соглашается глава Центра политического и экономического анализа Александр Кава: «Такое падение очень существенно для ж/д. После утраты Крыма спад был прогнозируемым. В прошлом году на полуостров ездило более 50 поездов, сейчас намного меньше, - рассказывает эксперт. - РЖД отменила все поезда в Крым. Кроме того, конфликт в Донбассе тоже привел к снижению перевозок пассажиров в том направлении».

Новые расходы

Перевозки пассажиров приносят УЗ только 2-13% доходов, почти все направления убыточные и «выживают» за счет перекрестного субсидирования от перевозки грузов. Согласно финансовому плану госмонополии, в 2014 году доходы от пассажироперевозок сократятся на 7,4% - до 6,3 млрд. Скорее всего, это слишком оптимистичный сценарий, даже с учетом того, что падение доходов будет непропорционально снижению пассажиропотока из-за существенного увеличения тарифов. «Такое падение пассажиропотока (26,8 %. - Ред.) приведет к сокращению дохода от этого вида перевозок на 11% с учетом того, что тарифы на пассажирские перевозки должны вырасти на 21% в течение года», - подсчитал Андрейченко.

При этом нельзя говорить, что раз объем дотационных перевозок снижается, значит, будет сокращен и размер дотаций. По словам Кавы, государству наоборот придется увеличивать субсидирование внутренних пассажирских перевозок. Так, больше всего просели как раз прибыльные межгосударственные перевозки, прежде всего из России.

«На крымском направлении был большой межгосударственный трафик, а межгостариф для УЗ прибыльный - в несколько раз выше, чем тариф для внутренних перевозок. УЗ их потеряла, а значит, госсубсидирование внутренних пассажирских перевозок должно увеличиваться. Не будет этого компенсатора, который покрывал часть убытков», - объясняет Кава.

Грузовое спасение

В отличие от пассажироперевозок, в грузовом секторе, который приносит УЗ более 80% выручки, дела обстоят намного лучше. Грузооборот за полугодие сократился лишь на 1% - до 174,5 млн. тонн. Избежать более существенного падения помогло увеличение перевозок зерновых грузов и перевалки грузов в морских портах.

«Мы ожидали более существенного падения, соразмерного падению промпроизводства: около 5%, - говорит Александр Паращий. - Существенно падает транзитный трафик из-за конфликта с РФ (который занимает порядка 10% всех грузоперевозок). Неплохой результат УЗ связан, видимо, с хорошим урожаем зерновых и увеличением перевалки грузов в портах. Эти факторы, скорее всего, и перекрыли потери от спада транзита с РФ. Но это, похоже, временные факторы, и по итогам года будет более существенное падение».

По данным Мининфраструктуры, за шесть месяцев 2014 года ж/д загрузили 11,5 млн. тонн зерновых, что на 26% больше соответствующего периода 2013-го. В то же время объемы перевалки экспортных грузов в морских портах (в январе-июне) выросли на 17,3% - до 49,2 млн. т.

В своем финплане на 2014 год УЗ заложила падение грузопотока на 2% в сравнении с 2013-м. Эти прогнозы слишком оптимистичны, считает Кава: «Если ситуация в Донбассе в ближайшее время не урегулируется, снижение грузоперевозок будет в пределах 5-10%. Пострадают прежде всего металлургические грузы. Плюс сейчас Россия пускает свои транзитные грузы в обход Украины».

В целом в своем финплане на 2014 год УЗ заложила общий доход в размере 54,6 млрд. грн. Чистая прибыль должна составить 634,6 млн. грн. (+203 млн. грн. по сравнению с 2013-м).

Денис Кацило

16.07.2014 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua