Соединение энергий

Украина начинает развивать внутренний рынок поставок тока

Отечественным энергетикам предстоит освоить $400 млн.: на прошлой неделе парламент ратифицировал кредитные соглашения на эту сумму с ЕБРР и МБРР. Основная часть средств пойдет на строительство линий электропередачи «Ривненская АЭС - Киевская» и «Днестровская ГАЭС - Бар». За счет реализации данных проектов предполагается решить сразу две проблемы. Во-первых, гарантировать выдачу электроэнергии с новоиспеченных генерирующих мощностей. Во-вторых, обеспечить током энергодефицитные районы страны.

Запад и центр вместе

Соглашение с Европейским банком реконструкции и развития (подписано 28 февраля 2008 г.) оговаривает выделение 150 млн. евро. В соответствии с условиями соглашения Украина должна начать выплачивать кредит 15 мая 2011 г. и завершить 15 ноября 2022 г. Комиссия за обслуживание займа составляет 0,5% годовых, цена кредита в соглашении не оговаривается. Полученные средства пойдут на сооружение одного из крупнейших энергетических узлов - линии электропередачи напряжением 750 кВ «Ривненская АЭС - подстанция «Киевская» длиной 353 км. А также линии длиной 135 км, которая соединит ныне строящуюся подстанцию «Киевская» с имеющейся линией «Хмельницкая АЭС - Чернобыльская АЭС».

За счет этого удастся обеспечить передачу электроэнергии из энергопрофицитного западного региона страны в энергодефицитный центральный район, в том числе - киевский энергоузел. Излишки энергии на западе Украины появились после достройки в 2004 г. энергоблока №4 на Ривненской АЭС и энергоблока №2 на Хмельницкой АЭС. В результате в западном регионе было сконцентрировано свыше 5 тыс. МВт генерирующих мощностей, тогда как его потребность не превышает 2,8 тыс. МВт. В результате Ривненская и Хмельницкая АЭС вынуждены поочередно ограничивать нагрузку на свои генераторы. Центральная часть Украины стала испытывать дефицит энергии после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г., из-за которой станцию пришлось закрыть. В то же время потребности в энергии из года в год возрастали. К примеру, в Киеве потребление тока ежегодно увеличивается на 5-6%. Если в 2005 г. столица потребила 6,8 млрд. кВт·ч, в 2006 г. - 7,2 млрд. кВт·ч, то в 2007 г. - 7,5 млрд. кВт·ч, а в нынешнем году этот показатель может достичь 8 млрд. кВт·ч.

Как поясняют представители ЕБРР, деньги на проект будут выделены сразу же после проведения тендера по отбору подрядчика строительных работ. Проводить его будет оператор отечественной энергосистемы - НЭК «Укрэнерго». «Сейчас готовится тендерная документация. Если все будет по плану, то генподрядчик определится до конца года, после чего начнется строительство», - сообщил «ДС» заместитель директора по перспективному развитию и евроинтеграции «Укрэнерго» Анатолий Баталов. По его словам, денег, выделенных ЕБРР, хватит на то, чтобы выполнить чуть менее 50% от необходимого объема работ, поскольку общая стоимость этого проекта составляет 364 млн. евро. Еще 150 млн. евро «Укрэнерго» планирует привлечь у Европейского инвестиционного банка (ЕИБ), а оставшиеся 64 млн. евро изыскать из собственных резервов. «10 октября Минтопэнерго уже подписало с ЕИБ кредитное соглашение, которое предполагает выделение 150 млн. евро. При устойчивом финансировании основную часть этого проекта - строительство ЛЭП «РАЭС - подстанция «Киевская» - можно будет выполнить в течение двух лет», - уточнил г-н Баталов.

Проект может окупить себя относительно быстро. Сегодня потребности энергодефицитной центральной части Украины удовлетворяются за счет тепловой генерации, которая производит электроэнергию втрое дороже атомной. По данным НЭК «Укрэнерго», после того как произойдет процесс замещения тепловой энергии атомной, в год можно будет экономить 42 млн. евро.

Днестровские токи

Верховная Рада также ратифицировала кредитное соглашение с Международным банком реконструкции и развития (МБРР) на финансирование проекта по передаче электроэнергии на общую сумму $200 млн. Комиссия за резервирование кредитной линии составляет 0,75% неснятого остатка. При этом финучреждение может на свое усмотрение освобождать Украину от уплаты части этой комиссии. Одноразовая комиссия за обслуживание кредита составляет 1% суммы займа (банк также на свое усмотрение может освобождать заемщика от уплаты ее части). Цена кредита составляет libor плюс отдельно устанавливаемый банком спред. Погашать кредит Украина должна начать 15 марта 2013 г., закончить - 15 сентября 2027 г. Для получения средств она обязана выполнить ряд условий, оговоренных в соглашении. Начиная с этого года, НКРЭ должна устанавливать и удерживать для исполнителя проекта тарифы, достаточные для обслуживания долга. В свою очередь «Энергорынок» должен вовремя рассчитываться с исполнителем проекта. Кроме того, до 31 декабря 2009 г. НКРЭ необходимо ввести сбор за услуги системы, средства от которого пойдут исполнителю проекта.

Проект подразумевает реализацию двух основных задач. Первая - реконструкция десяти трансформаторных подстанций, половина из которых находится в пределах «Днепровской электроэнергетической системы». Остальные расположены на территории «Донбасской электроэнергетической системы». Каждая из этих подстанций эксплуатируется уже более 20 лет, поэтому поддержание их в рабочем состоянии обходится недешево. Главной же целью реанимации этой инфраструктуры является сохранение стабильности функционирования двух вышеупомянутых энергосистем, которые включают в себя наиболее развитые промышленные регионы страны - Запорожскую, Днепропетровскую, Кировоградскую, Донецкую и Луганскую области. Предполагается, что на эти цели будут израсходованы около $100 млн.

Остальное пойдет на выполнение второй важной задачи - строительства ЛЭП 330 кВ «Днестровская ГАЭС - Бар» длиной 77 км, а также на расширение мощности подстанции «Бар» (Винницкая обл.) с нынешних 220 кВ до 330 кВ. По новой линии будет осуществляться выдача электроэнергии, вырабатываемой мощнейшей в Европе гидроаккумулирующей станцией - ДГАЭС, которая сейчас строится на деньги государства. Минтопэнерго предполагает ввести в эксплуатацию первую очередь Днестровской ГАЭС уже в следующем году, сооружение ЛЭП должно завершиться годом позже. Но если учесть, что сроки завершения возведения станции министерство переносило бесконечное количество раз, беспокоиться о том, что она будет простаивать в ожидании достройки ЛЭП, не стоит.

Дмитрий Рясной

6 ноября 2008 г.




Все права защищены © Транспортный бизнес 2008-2024

Перепечатка материалов сайта в полном или сокращенном виде только с письменного разрешения редакции.
Для интернет-изданий при перепечатке обязательна гиперссылка www.tbu.com.ua